Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2017 г. N 307-ж/17
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Теплосервис-ТС", в присутствии:
- представителя Управления муниципальной собственности администрации города Троицка, действующего на основании доверенности от 27.02.2017;
- представителя Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка Челябинской области, действующего на основании доверенности N 10 от 22.05.2017;
- представителя Управления по капитальному строительству Администрации города Троицка Челябинской области, действующего на основании доверенности N 9 от 03.05.2017;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство рассмотрении жалобы без его участия,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.05.2017 поступила жалоба ООО "Теплосервис-ТС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Модульная газовая котельная и подводящие инженерные сети по ул. им. Сони Кривой в районе жилого дома N 34Б в г. Троицке Челябинской области (извещение N 0169300008217000058) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 05.05.2017 Управление муниципальной собственности администрации города Троицка объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 419 922, 66 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.05.2017 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Теплосервис-ТС" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно установлены требования к составу и содержанию первой части заявки, так как при выполнении работ используются товары, что обязывает заказчика установить требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Требования к составу первой части заявки установлены с учетом части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, тогда как требования к минимальным и максимальным показателям установлены в проектной и сметной документации, размещенной в составе аукционной документации.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги в первой части заявки требуется согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку, с учетом предмета закупки.
В пункте 18 информационной карты документации об аукционе требованием к содержанию и составу первой части заявки является согласие участника аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Модульная газовая котельная и подводящие инженерные сети по ул. им. Сони Кривой в районе жилого дома N 34Б в г. Троицке Челябинской области на условиях, предусмотренных проектом контракта, документацией об электронном аукционе, техническим заданием, проектной документации, что соответствует предмету контракта, для заключения которого размещена закупка.
Так, согласно пункту 2.2 проекта контракта подрядчик обязуется надлежащим образом выполнить работы, указанные в п. 2.1. контракта в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (приложение N1 к настоящему Контракту), сводного расчета, локальной сметой (приложение N2 к настоящему Контракту), проектной документацией (приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Пунктом 2.1 проекта контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ ОКПД2: 43.22.12.110: "Работы по монтажу отопительного оборудования (электрического, газового, нефтяного, неэлектрических солнечных коллекторов)" по объекту: "Модульная газовая котельная и подводящие инженерные сети по ул. им. Сони Кривой в районе жилого дома N 34Б в г. Троицке Челябинской области".
Аналогичные требования содержатся в пунктах 3, 5 информационной карты документации о закупке, пункте 1 технического задания.
Кроме того, из документации о закупке и проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает товары, в том числе не определена приемка и оплата указанных товаров.
При этом, из сметной документации следует, что при выполнении работ используются материалы, однако заказчиком не определено, что указанные материалы являются товарами, поставка которых является предметом договора подряда.
Таким образом, требования к составу первой части заявки в части согласия на выполнение работ на условиях документации о закупке соответствует предмету закупки, предусматривающему выполнение работ без использования товара, что соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее
1. В нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки, сформированном посредством функционала единой информационной системы, не определен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а также требования к такому обеспечению.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Аналогичные положения должны находить отражение при проведении электронного аукциона в соответствии с частью 5 статьи 63, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как следует из абзаца 2 статьи 190 ГК РФ срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
С учетом изложенного, сроки выполнения работ, указанные в документации о закупке и проекте контракта, должны содержать непротиворечивые и однозначные сведения.
В соответствии с пунктом 6 информационной карты документации о закупке начало срока выполнения работ определено через 7 рабочих дней с момента регистрации извещения о начале строительства в Управлении государственного строительного надзора Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области.
Вместе с тем, в пункте 3.1 проекта контракта начало работ обусловлено моментом заключения контракта.
С учетом изложенного, в документации о закупке и проекте контракта содержится противоречивая информация о начальном сроке выполнения работ, что не позволяет сделать вывод о существенных условиях исполнения контракта и, как следствие, может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке, в нарушение пункта 2 статьи 42, части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае, если начало срока выполнения работ связано с регистрацией извещения о начале строительства в Управлении государственного строительного надзора Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, то в документации о закупке также должен быть определен срок и порядок такой регистрации, то есть событие, которое должно неизбежно наступить и тем самым определить истечение 7 срока, обуславливающего начало выполнения работ.
3. В извещении о закупке указано, что электронный аукцион размещен для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, тогда как в пункте 16 информационной карты преимущества (ограничения) указанным субъектам не установлены, что свидетельствует о неопределенности условий закупки в части установления заказчиком ограничения участия в определении поставщика в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в зависимости от того, осуществляется закупка для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организацией либо без учета указанного ограничения, устанавливается срок оплаты выполненных работ.
Вместе с тем, в пункте 4.5 проекта контракта указано, что оплата работ по настоящему контракту производится по безналичному расчету за фактически выполненные работы после полного завершения работ, включая устранение дефектов и недостатков, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика платежным поручением в течение 365 календарных дней после предоставления документов:
- счета-фактуры (счета);
- формы КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" (оригинал - 6 экземпляров);
- формы КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (оригинал - 6 экземпляров);
- накладных, договоров на приобретение материалов, изделий, оборудования, сертификатов качества на используемые материалы или паспорта;
- подписанного акта приемочной комиссии.
Аналогичные требования к порядку оплаты выполненных работ указаны в пункте 10 информационной карты документации о закупке.
Таким образом, установленный заказчиком срок оплаты выполненных работ противоречит как общему сроку оплаты выполненных работ, предусмотренному частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, так и специальному сроку оплаты выполненных работ, предусмотренному в случае, если закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 5.1.6 проекта контракта предусмотрена обязанность заказчика произвести оплату фактически выполненных работ на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) календарных дней после предоставления документов, указанных в пункте 4.5. проекта контракта, что противоречит положениям указанного пункта, предусматривающего оплату контракта в течение 1 года, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что срок оплаты выполненных работ определен предоставлением подрядчиком первичных учетных документов (КС-2, КС-3), однако в проекте контракта не определено, что указанные документы должны быть подписаны сторонами, что может привести к оплате выполненных работ без учета их приемки заказчиком.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом, в силу пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Таким образом, неотъемлемым этапом приемки является проведение экспертизы, тогда как указание в пункте 6.5 проекта контракта на то, что срок приемки работ по контракту не может составлять более 3 дней после получения заказчиком заключения по итогам проведения экспертизы, свидетельствует о том, что приемка осуществляется после осуществления экспертизы, сроки проведения которой не определены в проекте контракта, что не позволяет сделать вывод как о сроках приемки, так и сроках оформления результатов такой приемки, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В силу пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Однако в нарушение указанных норм проект контракта не содержит положений в части получения заключения органа государственного строительного надзора, которым обусловлен результат выполненных работ по контракту.
Согласно части 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
В соответствии с частью 1 статьи 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Таким образом, результатом приемки выполненных работ, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вместе с тем, в нарушение части 13 статьи 34, части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе в пункте 6.2 проекта контракта указано, что приемка работ осуществляется по фактическим объемам выполненных работ с подписанием акта о приемке (формы КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат"), подписанного акта приемочной комиссии.
Таким образом, порядок приемки выполненных работ, указанный в проекте контракта, не предусматривает наличие на момент приемки, а, следовательно, на момент оплаты работ заключения органа государственного строительного надзора, которое в силу императивного требования части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе является обязательным и необходимым результатом выполненных работ по контракту.
6. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 8.3, 8.6 проекта контракта предусмотрены меры ответственности на заказчика и подрядчика в виде фиксированного штрафа в размере 2% и 5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе менее 3 млн. рублей.
Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта, составляющей 10 419 922, 66 рублей, в проекте контракта должен быть установлен вариативный размер штрафа в отношении подрядчика и заказчика в размере: 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей.
7. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан объективно раскрыть содержание предмета закупки, в том числе путем указания терминологии, позволяющей однозначно установить требования к условиям исполнения контракта.
В пункте 5 технического задания (Приложение N 1 к муниципальному контракту) указано, что поставку строительных материалов и конструкций выполнить от местных производителей, вместе с тем не представляется возможным определить, что представляет собой термин "местный", какой территорией ограничивается местонахождение производителя, что не позволяет сделать вывод о порядке приобретения материалов, используемых при выполнении работ, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные неоднозначные требования к порядку выполнения работ могут также привести к ограничению количества участников закупки, так как указание на территорию нахождения производителя материалов и конструкций может нарушать пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и привести к ограничению количества участников закупки в нарушение, что противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 технического задания заказчику требуется выполнить пусконаладочные работы по объекту с предоставлением по итогам выполнения работ, в том числе акта окончания пусконаладочных работ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и является необходимым документом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Исходя из коммерческих предложений, положенных в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, следует, что пусконаладочные работы включены в стоимость строительства модульной газовой котельной, что свидетельствует о соответствии источников обоснования начальной (максимальной) цены контракта предмету закупки.
При этом, в пункте 12 информационной карты документации о закупке также указано, что цена контракта включает в себя расходы, в том числе уплату налогов, командировочные расходы, оплату за проезд, питание, перевозку и другие обязательные платежи, связанные с исполнением всех условий контракта, что свидетельствует о включении в начальную (максимальную) цену контракта всех расходов, включая стоимость пусконаладочных работ, что соответствует части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Теплосервис-ТС" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 5, 8, 13, 13.1 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 5 части 5 статьи 63, пунктов 2,8 статьи 42, части 4 статьи 110.2, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2017 г. N 307-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017