Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2017 г. N ЭА-919/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Стародеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Котельная N 2 (0,6 МВт), котельная N 3 (1,24 МВт) с реконструкцией тепловой сети в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края" (извещение N 0318300008017000011) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Перспектива" указывает, что извещение и документация электронного аукциона содержат противоречия в части преимуществ участникам закупки. В описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, согласны. Допущена техническая ошибка.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Стародеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район проводился электронный аукцион: "Котельная N 2 (0,6 МВт), котельная N 3 (1,24 МВт) с реконструкцией тепловой сети в ст. Стародеревянковской Каневского района Краснодарского края" (извещение N 0318300008017000011).
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 5) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении электронного аукциона (ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В извещении о проведении электронного аукциона, а также в сведениях о закупке (вкладка "Общая информация), размещенных в ЕИС указано: Преимущества - не установлены.
При этом, в пп. 20, 21 Раздела 1 "Информационная карта" документации электронного аукциона указано:
20 |
Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства |
Предусмотрены
Предусмотрены |
21 |
Преимущества, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям |
Таким образом, информация, размещенная в извещении, ЕИС и аукционной документации, содержит противоречия, чем вводит участников закупки в заблуждение.
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией также установлено:
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 412 995,00 рублей.
В извещении и документации электронного аукциона установлено:
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) |
Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями. Участники закупки обязаны декларировать в заявке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. |
Таки образом, Заказчиком нарушены положения п. 1) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В Приложении N 3 к аукционной документации "Требования к используемым материалам" установлено:
41 |
Трубы стальные
|
Трубы должны быть квадратные. Наружный размер должен составлять 80 мм. Толщина стенки должна составлять 4 мм. Трубы должны быть из стали марки ст1-3сп/пс. Площадь сечения должна быть 11,88 см2 . Масса 1 м должна составлять 9,33 кг. |
Согласно инструкции по заполнению заявки "Дефис "-" между цифровыми значениями означает определенный диапазон "от" и "до".
В соответствии с п. 1.4 ГОСТ 13663-86 Трубы изготовляют:
- из углеродистой стали марок Ст1сп, Ст1пс, Ст1кп, Ст2сп, Ст2пс, Ст2кп, Ст3сп, Ст3пс, Ст3кп, Ст4сп, Ст4пс, Ст4кп по ГОСТ 380, марок 08, 08пс, 08кп, 10, 10пс, 10кп, 15, 15пс, 15кп, 20, 20пс, 20кп, 35, 45 по ГОСТ 1050, марки 08Ю по ГОСТ 9045.
Таким образом, ГОСТ не содержит диапазоны марок стали, а устанавливает конкретные виды.
155 |
Переходы |
Должны быть в пенополимерминеральной изоляции. Диаметры переходов 159 мм*133 мм, 133 мм*108 мм, 108 мм*89 мм, 89 мм*76 мм, 76 мм*57 мм, 57 мм*32 мм.
|
Требования Заказчика не позволяют определить, требуется значение внутреннего или наружного диаметра изделия, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет сделать конкретное предложение.
36 |
Бетон тяжелый
|
Класс прочности на сжатие в проектном возрасте должен быть В15. Марка по морозостойкости от F100 до F200. Марка по водонепроницаемости от W4 до W12. Содержание в крупном заполнителе фракций от 5(3) до 10 мм должно быть 25-40% массы [допустимо заявлять в виде диапазона]. В качестве крупных заполнителей применен щебень и гравий из плотных горных пород; щебень из отсевов дробления плотных горных пород. В качестве мелких заполнителей должен быть применен: песок природный, песок из отсевов дробления плотных горных пород. Наибольшая крупность крупного заполнителя должна составлять 20 мм. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе не должно превышать 35% массы [допустимо заявлять в виде диапазона с использованием слов "не превышает"]. Содержание в крупном заполнителе фракций св. 10 до 20 мм должно составлять 60-75% массы [допустимо заявлять в виде диапазона].
|
В соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 класс бетона по морозостойкости F100 устанавливают либо по первому базовому методу (F1), либо по второму (F2). Однако Заказчиком не установлен базовый метод морозостойкости, в связи с чем, невозможно определить соответствие закупаемых товаров (материалов), потребностям Заказчика.
Кроме того, Заказчик требует указания в заявке показателей компонентов, из которых состоит товар. Установленные Заказчиком показатели, возможно определить только по результатам испытаний. Аналогичные требования установлены также по позициям "Растворы строительные".
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Аналогичные требования к показателям, которые определяются по результатам испытаний, установлены по позициям 30, 37, 39, 45, 46, 47, 48, 86, 87, 117.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Стародеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 30, п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации МО Стародеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу повторно не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2017 г. N ЭА-919/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017