Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2017 г. N ЭА-917/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Толочко <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - УЖКХ администрации МО г. Геленджик при проведении уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик электронного аукциона: "Текущий ремонт автомобильных дорог" (извещение N 0118300003717000119) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, а также требования противоречащие ГОСТ. В извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации содержатся противоречивые требования относительно сроков выполнения работ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Текущий ремонт автомобильных дорог" (извещение N 0118300003717000119).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 745 000,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования:
N п.п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак *(при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или ) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|||
|
Песок природный для строительных: работ средний |
|
Модуль крупности Мк |
свыше 2,0 до 2,5 |
||
|
|
|
Соответствие ГОСТу 8736-2014 |
|
||
|
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
|
|||
|
|
|
Марка |
600 |
||
|
|
|
Фракция мм, |
от 5 (3) до 10 |
||
|
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
|
|||
|
|
|
Марка |
600 |
||
|
|
|
Фракция мм, |
Свыше 20 до 40 |
||
|
Щебень из природного камня для строительных работ |
|
|
|||
|
|
|
Марка |
600 |
||
|
|
|
Фракция мм, |
Свыше 40 до 80 (70) . |
По мнению заявителя, заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,0 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
Тонкий |
" |
0,7 |
" |
1,0 |
|
Очень тонкий |
До 0,7 |
|
В соответствии с разделом 2 "Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации "В первой части заявки указываются конкретные показатели (за исключением случаев, если в технических характеристиках согласно паспорта, информации производителя, ГОСТам и т.д. товара (материала) используется диапазонное значение) предлагаемых к поставке товаров, товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, соответствующие требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренных Разделом 2 "Описание объекта закупки" для определения соответствия потребностям заказчика".
Участники закупки, исходя из требований ГОСТ и аукционной документации, имеют возможность корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком по п. Щебень (фракция, мм).
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
На основании п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Пунктом 1) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0118300003717000119 в разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" указано "Ежемесячно".
При этом, в п. 6 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком определено: Срок поставки товара, завершения работ/график оказания услуг: "Со дня заключения контракта по 20 декабря 2017 года".
Аналогичный срок выполнения работ установлен Заказчиком в п. 3.1. проекта муниципального контракта.
Однако, данные сведения не отображаются в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном в Единой информационной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушены нормы ч. 3 ст. 7, п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе.
В "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к п. "Бетон тяжелый":
Бетон тяжелый |
|
|
|
|
|
Класс |
В-7,5 |
|
|
Марка |
М100 |
Бетон тяжелый |
|
|
|
|
|
Класс |
В-15 |
|
|
Марка |
М200 |
Бетон тяжелый |
|
|
|
|
|
Класс |
В-12,5 |
|
|
Марка |
М150 |
|
|
Крупность заполнителя, мм |
более 40 |
В соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности: на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120,
- на классы прочности на осевое растяжение: Bt0,8; Bt1,2; Bt1,6; Bt 2,0; Bt 2,4; Bt2,8; Bt3,2; Bt3,6; Bt4,0; Bt4,4; Bt4,8,
- на классы прочности на растяжение при изгибе: Btb1,2; Btb1,6; Btb2,0; Btb2,4; Btb2,8; Btb3,2; Btb3,6; Btb4,0; Btb4,4; Btb4,8; Btb5,2; Btb5,6; Btb6,0; Btb6,4; Btb6,8; Btb7,2; Btb7,6; Btb8,0; Btb8,4; Btb8,8; Btb9,2; Btb9,6; Btb10,0;
- по морозостойкости:
- на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500;
- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20;
- по истираемости при испытании на круге истирания на марки: G1, G2, G3.
Марки бетона (М100, М150, М200) в ГОСТ 26633-2015 отсутствуют. Данное требование установлено заказчиком в соответствии с недействующим с 01.01.2014 г. ГОСТ 26633-91.
Кроме того, заказчиком в аукционной документации установлено требование о соответствии недействующему ГОСТ 26633-2012.
ГОСТ 26633-2012 утратил силу с 01.09.2016 г. в связи с вступлением в силу ГОСТ 26633-2015.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
В соответствии с ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В п.4.2 проекта контракта установлено: "Все платежи по настоящему контракту производятся поэтапно, не чаще одного раз в месяц, по безналичному расчёту, согласно открытым лимитам бюджетных обязательств и объему финансирования, в рамках бюджетной классификации: ________________в соответствии с условиями настоящего контракта. ОКПД 42.11. Безналичный расчет. Оплата за выполненные услуги производится поэтапно в течение 30 банковских дней по факту выполненных работ, в соответствии со счет - фактурой на оплату, выставленной Исполнителем, на основании актов выполненных работ и не позднее 31.12.2017 года. Выплата авансовых платежей не предусмотрена".
Таким образом, заказчиком в проекте контракта предусмотрена оплата контракта без учета изменений ст.34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Толочко <_> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.2) ст.42 Закона о контрактной системе.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - УЖКХ администрации МО г. Геленджик нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.2) ст.42, ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Уполномоченному органу - МКУ "Муниципальный заказ" МО Темрюкский район (Единой комиссии), Заказчику - УЖКХ администрации МО г. Геленджик выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2017 г. N ЭА-917/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017