Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Динское сельское поселение в составе МО Динской район при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" по следующему объекту: "Ремонт ул. Гоголя от ул. Красной до ул.70 лет Октября в ст-це Динской" (извещение N0318300469217000007) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: Заказчиком нарушены положения п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе; требования установленные Заказчиком в Приложении N1 "Описание объекта закупки (Техническое задание) по поз.1 "Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая марки II, тип Б по ГОСТ 9128-2013 (верхний слой покрытия)", поз.2 "Битум БНД 60/90, по ГОСТ 22245-90", поз.9 "Битум нефтяной дорожный жидкий, класс: МГ или СГ, по ГОСТ 11955-82" нарушают положения ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен. Из пояснений Заказчика следует, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, ЕИС не дает установить преимущество для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом требования к участникам установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией МО Динское сельское поселение в составе МО Динской район проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" по следующему объекту: "Ремонт ул. Гоголя от ул. Красной до ул.70 лет Октября в ст-це Динской" (извещение N0318300469217000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 870 983,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу п.3), п.4) ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: субъектам малого предпринимательства; социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п.4) ст.42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено:
Преимущества и требования к участникам | |
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ - не предусмотрены. Установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ 2 Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ) Дополнительная информация к требованию отсутствует 3 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Установлено требование об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющим функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица |
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) |
Установлено. В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона N44-ФЗ в электронном аукционе могут принимать участие только лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям |
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 "Информационная карта" электронного аукциона, где Заказчиком установлено:
18 |
Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям |
Установлены. |
22 |
Единые требования к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ |
|
|
1) Соответствие требованиям, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение услуги, являющихся объектом закупки (п.1) ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ) |
|
Таким образом, в нарушение п.3), п.4) ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе извещение не содержит преимущества в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", а именно в части 3 указано: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Документация электронного аукциона содержит Приложение N1 "Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам товара, входящего в объект закупки:
1 |
Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая марка II, тип Б по ГОСТ 9128-2013 (верхний слой покрытия) |
|||
1.1 |
Температура смеси при отгрузке |
° С |
от 145 до 155 |
|
1.2 |
Остаточная пористость |
% |
Свыше 2,5, до 5,0 |
|
1.3 |
Содержание щебня |
% |
Свыше 40 до 50 |
|
1.4 |
Пористость минеральной части |
% |
От 14 до 19 |
|
1.5 |
Содержание битума |
% по массе |
5,0 - 6,5 |
|
1.6 |
Абсолютное отклонение содержания битума в смеси от проектного |
% по массе |
не более _ 0,5 |
|
1.7 |
Зерновой состав минеральной части смеси для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм: |
|
|
|
1.8 |
|
|
|
|
1.9 |
20 |
% |
не менее 90 и не более 100 |
|
1.10 |
15 |
% |
не менее 80 и не более 100 |
|
1.11 |
10 |
% |
не менее 70 и не более 100 |
|
1.12 |
5 |
% |
не менее 50 и не более 60 |
|
1.13 |
2,5 |
% |
не менее 38 и не более 48 |
|
1.14 |
1,25 |
% |
не менее 28 и не более 37 |
|
1.15 |
0,63 |
% |
не менее 20 и не более 28 |
|
1.16 |
0,315 |
% |
не менее 14 и не более 22 |
|
1.17 |
0,16 |
% |
не менее 10 и не более 16 |
|
1.18 |
0,071 |
% |
не менее 6 и не более 12 |
|
1.19 |
Предел прочности при сжатии при температуре при 50°С |
МПа |
не менее 1,0 не менее 2,2 не более 12 |
|
1.20 |
Водостойкость |
|
не менее 0,85 |
|
1.21 |
Водостойкость при длительном водонасыщении |
|
не менее 0,75 |
|
1.22 |
Сдвигоустойчивость по |
|
не менее 0,81 не менее 0,35 |
|
1.23 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0° С и скорости деформирования 50 мм/мин |
МПа |
не менее 3,0 и не более 6,5 |
|
1.24 |
Водонасыщение по объему |
% |
от 1,5 до 4,0 от 1,0 до 4,0 не более 4,5 |
|
1.25 |
Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф |
Бк/кг |
не более 740 |
|
| ||||
|
Битум: БНД 60/90 или БНД 90/130 |
|||
2 |
Битум БНД 60/90, по ГОСТ 22245-90 |
|
|
|
2.1 |
Пенетрация: |
0,1 мм |
|
|
2.2 |
при 25°С |
не менее 61 и не более 90 |
||
2.3 |
при 0°С |
не менее 20 |
||
2.4 |
Растяжимость: |
см |
|
|
2.5 |
при 25°С |
не менее 55 |
||
2.6 |
При 0°С |
не менее 3,5 |
||
2.7 |
Температура размягчения, по кольцу и шару |
°С |
не ниже 47 |
|
2.8 |
Температура хрупкости |
° С |
не выше "- 15" |
|
2.9 |
Температура вспышки |
° С |
не ниже 230 |
|
2.10 |
Индекс пенетрации |
|
От -1,0 до +1,0 |
|
2.11 |
Сцепление с эталонным мрамором по ГОСТ 11508-74, метод А |
|
должно выдерживать по контрольному образцу N 2 |
|
2.12 |
Изменение температуры размягчения после прогрева |
° С |
не более 5 |
|
9 |
Битум нефтяной дорожный жидкий , класс: МГ или СГ, по ГОСТ 11955-82 |
|||
9.1 |
Класс битума |
|
МГ или СГ |
|
9.2 |
Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С |
с |
Не менее 40 |
|
9.3 |
Количество испарившегося разжижителя Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя |
% |
Не менее 7 |
|
9.4 |
0С |
Не ниже 28 |
||
9.5 |
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле |
0С |
Не ниже 45 |
|
9.6 |
Сцепление с эталонным мрамором по ГОСТ 11508-74, метод А |
|
Должно выдерживать по контрольному образцу N2 |
В Приложении N1 "Описание объекта закупки (Техническое задание) по поз.1 "Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая марки II, тип Б по ГОСТ 9128-2013 (верхний слой покрытия)" Заказчиком установлено требование по показателям "Температура смеси при отгрузке", который не является качественной характеристикой. Показатель "Зерновой состав минеральной части смеси для непрерывного зернового состава; размер зерен, мм" становится известен только после приобретения готового товара; Показатели "Предел прочности при сжатии при температуре: при 50°С; при 20°С; При 0°С", "Пористость минеральной части", "Водостойкость", "Сдвигоустойчивость" и "Трещиностойкость" определяются методом испытаний по ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний (с Изменением N1)" от 24.11.1998 г.
По поз.2 "Битум БНД 60/90, по ГОСТ 22245-90" Заказчиком установлено требование "Температура размягчения, по кольцу и шару" - определяется методом испытаний по ГОСТ 32054-2013 "Битумы нефтяные. Определение температуры размягчения по кольцу и шару" от 14.08.2013 г. Аналогично по поз.3.
По поз.9 "Битум нефтяной дорожный жидкий, класс: МГ или СГ, по ГОСТ 11955-82" установлено: "Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С", где характеристика определяется по вискозиметру; "Температура вспышки, определяемая в открытом тигле" определяется методом испытаний по ГОСТ 4333-87 "Нефтепродукты. Метод определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле (с Изменением N1)".
Согласно п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", а именно в части 3 указано: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к поставке и являющихся объектом закупки, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Динское сельское поселение в составе МО Динской район нарушение ч.3 ст.7, п.3), п.4) ч.4 ст.27; п.1), п.2) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Динское сельское поселение в составе МО Динской район (выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 448
по делу N ЭА-928/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
25 мая 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 25.05.2017 года по делу N ЭА-928/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТОЗОТ" на действия администрации МО Динское сельское поселение в составе МО Динской район при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в рамках подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" по следующему объекту: "Ремонт ул. Гоголя от ул. Красной до ул.70 лет Октября в ст-це Динской" (извещение N0318300469217000007) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации МО Динское сельское поселение в составе МО Динской район (Единой комиссии по осуществлению закупок, товаров, работ, услуг для нужд Динского сельского поселения Динского района) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.3), п.4) ч.4 ст.27; п.1), п.2) ч.1 ст.64; п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-928/2017 от 25.05.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 31.06.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2017