Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 мая 2017 г. N ЭА-950/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Кульчицкого С.Ю. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N 23" МЗ КК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Поставка компьютерного оборудования" (извещение N 0318200014317000071) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ИП Кульчицкий С.Ю. указывает, что в описании объекта закупки установлены требования, которые носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе; положения проекта контракта противоречат Закону о контрактной системе
Представитель Заказчика, с доводами, изложенными в жалобе не согласился. Документация полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N 23" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка компьютерного оборудования" (извещение N 0318200014317000071).
Начальная (максимальная) цена контракта - 372 370,56 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Проектом контракта, размещенном в составе аукционной документации предусмотрено:
1.4. Поставщик передает Заказчику товар, а также оказывает следующие услуги, связанные с поставкой товара (далее - сопутствующие услуги):
- распаковывает товар, производит проверку всех компонентов, сборку, установку (по необходимости).
Заявитель указывает, что данное положение противоречит ст. 94 Закона о контрактной системе, поскольку процедура приемки товара происходит без участия поставщика и осуществляется Заказчиком самостоятельно.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, ст. 94 Закона о контрактной системе не содержит условия о том, что Заказчик самостоятельно (единолично) осуществляет приемку товара, более того, нормы данной статьи предусматривают обязательно взаимодействие между Заказчиком и Поставщиком, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.5. Поставщик должен включить в поставку Товаров все компоненты, необходимые для обеспечения работоспособности и коммутации Товаров между собой, а также компоненты (в т.ч. кабельные соединения, крепежные комплекты), необходимые для обеспечения взаимодействия поставляемых Товаров. Цена Товаров должна включать стоимость всех таких компонентов.
Заявитель указывает, что данное условие противоречит ст. 66 Закона о контрактной системе, согласно которой заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. Ничего более того, что описано в документации участник предоставлять не должен.
Разделом 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено:
Требования к техническим характеристикам товара, работ, услуг; требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам товара: Поставщик должен включить в поставку Товаров все компоненты, необходимые для обеспечения работоспособности и коммутации Товаров между собой, а также компоненты (в т.ч. кабельные соединения, крепежные комплекты), необходимые для обеспечения взаимодействия поставляемых Товаров.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4.1.9. Поставщик должен не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента поставки сконфигурировать, смонтировать, установить и настроить компьютерное оборудование в соответствии с требованиями Заказчика. Обязательно должна быть произведена демонстрация работы поставляемого товара (выборочно).
В соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Представителем Заказчика пояснено, что под конфигурацией понимают определенный набор комплектующих, исходя из их предназначения, номера и основных характеристик. Конфигурация влияет на функционирование и производительность компьютера. Конфигурацию невозможно определить без корректной работы всех компонентов системного блока.
Ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие что технической документацией на данный товар не предусмотрено осуществление монтажа и наладки.
7.8. В день отгрузки товара Поставщик обязан передать Заказчику оригиналы транспортных и сопроводительных документов, обязательных для данного вида товара, и иные документы, подтверждающие качество и количество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что данное требование незаконно, поскольку транспортные документы выписываются исключительно для целей перевозки товара по РФ и передаются лицу, осуществляющему перевозку.
Вместе с тем, п. 7.3 проекта контракта предусмотрено: В случае получения поставленного товара от транспортной организации Заказчик обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта. Применяется при установлении Заказчиком условия о возможности поставки Поставщиком товара с привлечением транспортной организации.
Таким образом, положения п. 7.8 действуют при наличии условий, предусмотренных п. 7.3.
Кроме того, п. 2.1.2. "Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли" (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) установлено, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно - транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом - фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. (код по ОКУД 0903016).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7.9. В случае поставки товара ненадлежащего качества Поставщик обязан безвозмездно устранить недостатки товара в течение 2-х рабочих дней с момента заявления о них Заказчиком либо возместить расходы Заказчика на устранение недостатков товара.
8.3. Поставщик должен предоставлять гарантийное обслуживание товара. Гарантийное обслуживание товара должно производиться на месте эксплуатации товара. Поставщик должен гарантировать, что товар в течение гарантийного срока эксплуатации не будет иметь дефектов, связанных с конструкцией, материалами или работой, либо проявляющихся в результате действия или бездействия (упущения) Поставщика, при нормальном использовании товара, установленного в гарантийном талоне, а также правил эксплуатации товара, изложенных в Руководстве по эксплуатации. Гарантийный срок на товар наступает с даты приемки товара Заказчиком по Акту приема-передачи товара, если иное не установлено Технической документацией на товар. В случае если Гарантийным обязательством (сертификатом) на конкретный товар производителем установлен иной гарантийный срок, чем установленный в п.8.2, то гарантийное обслуживание такого товара осуществляется Поставщиком в пределах срока, установленного производителем.
8.4. Поставщик в период гарантийного срока обязан за свой счет обеспечить диагностику, восстановление работоспособности поставленного товара (ремонт оборудования) в течение не более 2 (двух) рабочих дней с момента получения извещения от Заказчика о неисправности оборудования. Гарантийный ремонт включает в себя полное устранение неисправности товара. В случае обнаружения неустранимых недостатков либо недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков, Поставщик обязан произвести замену товара на аналогичный по характеристикам исправного товара в срок, не превышающий 3 (трёх) рабочих дней.
8.5. Ремонт и гарантийное обслуживание осуществляется по месту нахождения Заказчика. В случае невозможности осуществления ремонта по месту нахождения Заказчика, Поставщик осуществляет все необходимые действия, связанные с ремонтом (включая демонтаж, транспортировку товара до места ремонта и обратно, последующий повторный монтаж и запуск) своими силами и за свой счет. В течение гарантийного срока Поставщик должен своими силами и за свой счет устранять выявленные Заказчиком неисправности при условии, что нарушения в работе товара не являются следствием неправильной эксплуатации поставленного товара либо ремонтом товара силами Заказчика с использованием непригодных материалов или несоблюдением условий гарантии, установленных в гарантийном талоне.
Заявитель указывает, что данный срок устранения недостатков ограничивает количество участников закупки, за исключением тех участников, которые находятся в непосредственной близости от Заказчика. Возмещение расходов не предусмотрено Законом о контрактной системе.
На основании ч.ч п. 3) ч. 1, 3, 5 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Таким образом, положения п. 7.8, 8.3, 8.4, 8.5 проекта контракта не противоречат Закону о контрактной системе. На участие в данном электронном аукционе поступило 14 заявок.
8.6. При возникновении технических неисправностей с оборудованием, во время эксплуатации, сотрудники Заказчика должны иметь возможность подать заявку в службу поддержки Поставщика через: а) электронную почту; б) рабочий стационарный телефон Поставщика; в) личный либо рабочий, мобильный телефон Поставщика; г) сайт Поставщика. Заказчик должен иметь возможность подать заявку любым перечисленным способом круглосуточно.
Время реагирования Поставщика на подтверждение о получении заявки должно составлять не более 30 минут. Уведомление о получении заявки Поставщиком, отправляется Заказчику, на указанный электронный почтовый адрес, и при желании Заказчика посредством СМС сообщения. После выполнения работ в техническом паспорте в электронном виде должна отобразиться следующая информация: наименование проведённых работ; дата и время исполнения; при механическом вмешательстве, в том числе при разборке сборке, фотография в разобранном виде; описание, в связи с чем проводились работы и проведённые действия с комплектующими устройства (ремонт, замена и др.). Поставщик обязан проинформировать сотрудника Заказчика, подавшего заявку, о выполнении работ по номеру телефона, оставленным сотрудником, а в случае, если дозвониться не удалось, уведомить сотрудника посредством СМС сообщения, за счёт Поставщика.
Заявитель указывает, что такого документа как "технический паспорт в электронном виде" не существует.
Представителем Заказчика пояснено, что фраза "технический паспорт в электронном виде" подразумевает "технический паспорт", который может предаваться в электроном виде по электронной почте (в виде электронных таблиц, сканированных документов), например акта о проведении диагностических и ремонтных работ). Неверное понимание смысла данной фразы не может расцениваться как нарушение норм Закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что запросов о разъяснении положений аукционной документации по данному пункту проекта контракта, Заказчику не поступало.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено:
Материнская плата H110M-K или эквивалент;
Процессор INTEL Pentium Dual-Core G4400 BOX или эквивалент;
Клавиатура SVEN Standard 303 USB или эквивалент;
Мышь SVEN RX-112 USB или эквивалент
Монитор ЖК 21,5" IIYAMA ProLite E2282HV-B1 или эквивалент и т.д.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки использованы товарные знаки на товары, поставка которых является предметом настоящего контракта, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что описание данных товаров содержит слова "или эквивалент" в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. На участие в данном электронном аукционе поступило 14 заявок, при этом часть участников (участники с порядковыми номерами NN 2, 3, 9, 13) предлагали к поставке товары с товарными знаками, отличных от тех, что указаны в аукционной документации.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кульчицкого С.Ю. обоснованной в части указания товарных знаков на товары, поставка которых является предметом настоящего контракта.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер N 23" МЗ КК нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
5. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200014317000071).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 мая 2017 г. N ЭА-950/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017