Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 мая 2017 г. N 06-365/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АгроПремиум" (далее также - ООО "АгроПремиум", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации Эвенкийского муниципального образования "Кыстатыам" муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация Эвенкийского МО "Кыстатыам" МР "Жиганский национальный эвенкийский район" РС(Я), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобу ООО "АгроПремиум" на действия заказчика Администрации Эвенкийского МО "Кыстатыам" МР "Жиганский национальный эвенкийский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с. Кыстатыам. Жиганского НЭР (изв. N 0116300015417000003), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
24 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АгроПремиум" на действия заказчика Эвенкийского МО "Кыстатыам" МР "Жиганский национальный эвенкийский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с. Кыстатыам. Жиганского НЭР (изв. N 0116300015417000003).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 02 мая 2017 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1. Пунктом 10.1 Информационной карты аукционной документации заказчик установил требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО:
- п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций, п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство;
и/или
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
Из содержащегося в составе аукционной документации проекта следует, что предметом строительства является одноэтажный жилой дом, состоящий из четырех блок-секций, в каждой из которых расположено по одной квартире, и каждый из которых имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, для выполнения работ по строительству конструкций одноэтажного дома, являющегося объектом закупки, не требуется наличия у участников закупки допуска к определенным видам работ, требование к наличию которых установил заказчик.
Заказчик в нарушение требований законодательства установил к участникам закупки избыточные требования, ограничив тем самым количество участников закупки.
2. Локальная смета N 3-1 и раздел "Тепловые сети" (содержится в архиве 6. Проект строительства.rar, каталог "ТС"), содержащиеся в составе аукционной документации, содержат сведения о необходимости проведения отдельных видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, содержащихся в Перечне видов работ, утвержденном Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12. 2009 г.
П. 14, п. 17 сметы- Надземная прокладка трубопроводов при условном давлении 1,6 МПа, температуре 150°С, диаметр труб 50 мм; требуется допуск по п. 18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше.
Пункты 1, 3, 9 и 12 сметы- Установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб; требуется допуск по п. 18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
ИЛИ:
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.5. Объекты теплоснабжения.
Данные виды работ входят в объект закупки, но строительство одноэтажного дома и строительство тепловых сетей является совершенно разными видами работ, к которым законодателем предъявляются совершенно разные требования, и требования к постройке конструкций жилого дома не могут распространяться на тепловые сети.
Таким образом, подтверждением правоспособности участника закупки будет являться предоставление копии свидетельства о допуске к указанным видам работ, выданного саморегулируемой организацией.
3. В Техническом задании в пунктах 66-68 "Выключатели автоматические <IEK>" установлены одинаковые требования: максимальное сечение подсоединяемых провд. не более 35 мм.
Постановлением Правительства от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" утверждены обозначения единиц величин, допускаемых в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 2 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, площадь измеряется в квадратных метрах, международное обозначение "m2", русское обозначений "м2".
В соответствии с приложением N 5 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации наименование десятичных кратных и дольных единиц исходной единицы, возведенной в степень 10-3, образуются путем присоединения приставки к наименованию исходной единицы, русское обозначение приставки милли является "м". Согласно требованиям законодательства, обозначение требуемой заказчиком площади сечения является миллиметр квадратный (мм2). Заказчиком же установлена несуществующая единица измерения площади "мм".
Таким образом, заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Следовательно, действия заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы потенциальных участников закупки.
4. Пунктами 66, 67 и 68 технического задания установлено использование Выключателей автоматических <IEK> ВА47-100, ВА47-29. Наименование IEK является зарегистрированным товарным знаком, сведения о котором внесены в единый реестр Фдеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент): http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocNumber=308537.
При этом в описании объекта закупки не включены слова "или эквивалент", аукционная документация не устанавливает возможность использования товара, эквивалентного требуемому, не установлены параметры эквивалентности товаров, а также не сообщает о несовместимости товаров с используемыми заказчиком, что является нарушением законодательства о государственных и муниципальных закупках и не позволяет участнику закупки сформировать свое предложение, что ведет к существенному нарушению прав участников закупки и уменьшению количества участников закупки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что данный объект является объектом капитального строительства, поэтому заказчик устанавливает требования по отдельным видам работ и/или п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", и работу подрядчик вправе выполнить лично, а также по договору субподряда.
В соответствии с этим заказчик считает, что наличие требований по видам СРО является обоснованным. Вдобавок заказчик устанавливает требованиям по видам работ с указанием союза "и", а также "или" между отдельно взятыми пунктами и п. 33 СРО, что не является ограничением конкуренции.
К выключателям автоматическим <IEK> установлены одинаковые требования, поясняют, что сечение проводов одинаковое в соответствии с установленным государственным стандартом, а именно пунктом 4.6 раздела 4 "Классификация, основные параметры и размеры" ГОСТ 31996-2012 установлено "Номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм". Заказчик установил показатель не более 35 мм.
В описании объекта закупки термин эквивалентности указан: "Все указанные товарные знаки и фирменные обозначения указываются в соответствии с понятием эквивалентности товаров".
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки Национальная электронная площадка (ЭТП НЭП) - 07.04.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 342 550,00 руб.
4) на момент рассмотрения жалобы по существу первые части заявок не рассмотрены.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Доводы в части неправомерного установления заказчиком требования к участникам закупки наличия допуска СРО, указанного в пункте 10.1 Информационной карты аукционной документации, а также неустановления заказчиком требования к участникам закупки наличия допуска СРО по пунктам 18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия, 18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения или 33.5. Объекты теплоснабжения подлежат признанию необоснованными в силу следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Предметом данной закупки является строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с. Кыстатыам. Жиганского НЭР.
Пунктом 10.1 информационной карты аукционной документации установлено следующее:
10.1 |
Требование о наличии свидетельства СРО |
Копия свидетельства СРО: - п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций, п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство; и/или п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) |
По мнению заявителя, для выполнения работ по строительству конструкций одноэтажного дома, являющегося объектом закупки, не требуется наличия у участников закупки допуска к определенным видам работ, требование к наличию которых установил заказчик.
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены доказательства в обоснование своих доводов.
Довод в части установления в техническом задании аукционной документации несуществующей единицы измерения показателя товаров/материалов, применяемых при выполнении работ, подлежит признанию обоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Техническое задание (описание объекта закупки) аукционной документации содержит требования к используемым материалам и оборудованиям, в том числе по позициям 66, 67, 68:
66. |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-100 |
Диапазон рабочих температур, -40 до +50, |
67. |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-29 |
Диапазон рабочих температур, -40 до +50 оС, электрическая износостойкость, не менее 6000 циклов ВО, механическая износостойкость, не менее 20000 циклов В-О, максимальное сечение подсоединяемых провд. не более 35 мм, масса одного полюса автомата, не менее 0,15 кг, 2Р 63А, характеристика С |
68. |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-29 |
Диапазон рабочих температур, -40 до +50 оС, электрическая износостойкость, не менее 6000 циклов ВО, механическая износостойкость, не менее 20000 циклов В-О, максимальное сечение подсоединяемых провд. не более 35 мм, масса одного полюса автомата, не менее 0,15 кг, 1Р 10А, характеристика С |
Из письменных пояснений заказчика следует, что к выключателям автоматическим <IEK> установлены одинаковые требования, сечение проводов одинаковое в соответствии с установленным государственным стандартом, а именно пунктом 4.6 раздела 4 "Классификация, основные параметры и размеры" ГОСТ 31996-2012 установлено: "Номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм". Заказчик установил показатель не более 35 мм.
Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1414-ст введен в действие ГОСТ 31996-2012. Межгосударственный стандарт. Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия (далее также - ГОСТ 31996-2012).
Пунктом 4.6 раздела 4 "Классификация, основные параметры и размеры" ГОСТ 31996-2012 установлено следующее:
"Номинальное сечение токопроводящих жил устанавливают из ряда: 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400; 500; 625; 630; 800; 1000 мм2.
Номинальное сечение токопроводящих жил многожильных кабелей должно быть не более 400 мм2.
Номинальное сечение токопроводящих жил кабелей на номинальное напряжение U, равное 0,66 кВ, должно быть не более 50 мм2.".
Из анализа данного ГОСТа следует, что параметр "сечение" кабеля измеряется в квадратных единицах измерения, в частности "мм2".
Таким образом, в аукционной документации не установлены стандартные единицы измерения, что не позволяет определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги.
Заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод в части наличия указания в техническом задании аукционной документации на товарный знак без включения слов "или эквивалент" подлежит признанию необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническое задание (описание объекта закупки) аукционной документации содержит требования к используемым материалам и оборудованиям, в том числе по позициям 66, 67, 68:
66. |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-100 |
Диапазон рабочих температур, -40 до +50, |
67. |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-29 |
Диапазон рабочих температур, -40 до +50 оС, электрическая износостойкость, не менее 6000 циклов ВО, механическая износостойкость, не менее 20000 циклов В-О, максимальное сечение подсоединяемых провд. не более 35 мм, масса одного полюса автомата, не менее 0,15 кг, 2Р 63А, характеристика С |
68. |
Выключатели автоматические <IEK> ВА47-29 |
Диапазон рабочих температур, -40 до +50 оС, электрическая износостойкость, не менее 6000 циклов ВО, механическая износостойкость, не менее 20000 циклов В-О, максимальное сечение подсоединяемых провд. не более 35 мм, масса одного полюса автомата, не менее 0,15 кг, 1Р 10А, характеристика С |
Таким образом, к применяемым при выполнении работ товарам/материалам по позициям 66, 67, 68 установлены требования к их характеристикам.
Между тем, техническое задание (описание объекта закупки) аукционной документации содержит следующее указание:
"Все указанные товарные знаки и фирменные обозначения указываются в соответствии с понятием эквивалентности товаров".
Следовательно, положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не нарушены.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Извещением N 0116300015417000003 о проведении электронного аукциона, а также пунктом 15 информационной карты аукционной документации установлена дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 26.04.2017 года.
Между тем, протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не размещен на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru.
Заказчиком нарушены части 1, 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Предметом данной закупки является строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с. Кыстатыам. Жиганского НЭР
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, утверждающий Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Раздел III указанного Перечня устанавливает виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Соответственно, если подрядчик выполняет работы лично без привлечения сторонних организаций, то он обязан иметь свидетельство о допуске ко всем выполняемым им видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Если же подрядчик для работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекает других лиц, то он не обязан иметь допуск СРО ко всем выполняемым видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта установленным в аукционной документации, но, при этом, обязан иметь допуск СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, т.е. генеральный подряд.
Таким образом, в данном случае, заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств СРО у участников закупки, обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в аукционной документации, участник закупки должен иметь допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика (виды работ по п. "33" Приказа N 624).
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление требования о наличии свидетельства о допуске одновременно к определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и по пункту 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), повлечет ограничение круга потенциальных участников закупки.
Пунктом 10.1 информационной карты аукционной документации установлено следующее:
10.1 |
Требование о наличии свидетельства СРО |
Копия свидетельства СРО: - п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций, п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство; и/или п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) |
Из пояснения заказчика следует, что данный объект является объектом капитального строительства, поэтому заказчик устанавливает требования по отдельным видам работ и/или п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", и работу подрядчик вправе выполнить лично, а также по договору субподряда.
Между тем, в данном случае заказчиком установлено требование об одновременном наличии у участников закупки допуска СРО к определенным видам работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций, п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство).
Кроме того, заказчиком установлено, что в случае отсутствия допуска СРО по вышеуказанным пунктам, необходимо наличие у участников закупки допуска СРО по п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Между тем, пункт 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) Перечня, установленного Приказом Минрегионразвития N 624, включает в себя такие виды работ, как:
33.1. Промышленное строительство
33.2. Транспортное строительство
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты.
Следовательно, сформулированное в пункте 10.1 информационной карты аукционной документации заказчиком требование к участникам закупки (и/или п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)) допускает неоднозначное его толкование в части необходимости предоставления допуска СРО по всем видам работ по пункту 33 Перечня установленного Приказом Минрегионразвития N 624 либо только одного вида работ работ по пункту 33 Перечня установленного Приказом Минрегионразвития N 624.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 3 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом антимонопольный орган отмечает следующее.
Наличие у участника допуска свидетельства саморегулируемой организации с функцией генерального подрядчика (пункт 33 Перечня, установленного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624) исключает обязательное условие наличия у участника закупки, в том числе допуска СРО по пунктам 6.2, 7, 11.1, 15.1, 15.2 Перечня, установленного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624.
По мнению антимонопольного органа, в случае содержания в перечне выполняемых работ аукционной документации видов работ, по которым требуется наличие свидетельства СРО, заказчик может установить следующие требования к участникам закупки:
- п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций,
- п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования,
и/или
- п. 33 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (при этом указать конкретный подвид работ по данному пункту, к примеру п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство).
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10.1 информационной карты аукционной документации установлено следующее:
10.1 |
Требование о наличии свидетельства СРО |
Копия свидетельства СРО: - п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций, п. 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования, п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство; и/или п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) |
Между тем, вышеуказанные требования, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлены в извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Разделом 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе" аукционной документации установлено следующее:
"3.1.1. Участник электронного аукциона подает заявку на участие в аукционе в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона в соответствие с инструкцией по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки
3.1.2. Заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей.
3.1.3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в техническом задании содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании, при условии содержания в техническом задании указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование в Информационной карте аукциона о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 года N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" слова "места происхождения товара или наименование производителя товара" заменены словами "страны происхождения товара".
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2014).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Извещение N 0116300015417000003 о проведении электронного аукциона содержит указание на идентификационный код закупки 173141200115714120100100040044120000.
Между тем, аукционная документация и проект контракта не содержат указания на идентификационный код закупки.
Заказчиком нарушена часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" на действия заказчика Администрации Эвенкийского МО "Кыстатыам" МР "Жиганский национальный эвенкийский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство 4-х квартирного жилого дома для молодых специалистов в с. Кыстатыам. Жиганского НЭР (изв. N 0116300015417000003) частично обоснованной. Довод в части установления в техническом задании аукционной документации несуществующей единицы измерения показателя товаров/материалов, применяемых при выполнении работ, признан обоснованным.
2. Признать заказчика Администрацию Эвенкийского МО "Кыстатыам" МР "Жиганский национальный эвенкийский район" РС(Я) нарушившим часть 1 статьи 23, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1, часть 3 статьи 64, часть 6 статьи 66, части 1, 7 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации Эвенкийского МО "Кыстатыам" МР "Жиганский национальный эвенкийский район" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 мая 2017 г. N 06-365/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017