Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2017 г. N 06-443/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", Общество, заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" (далее также - Администрация, заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусная (районная) администрация муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на приобретение 4-х кв жилого дома для молодых специалистов в п. Юрюнг - Хая Анабарскогоулуса (изв. N 0316300177417000018), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
05 мая 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусная (районная) администрация муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на приобретение 4-х кв жилого дома для молодых специалистов в п. Юрюнг - Хая Анабарскогоулуса (изв. N 0316300177417000018).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16 мая 2017 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) извещение о проведении закупки, размещенное на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), содержит дату и время окончание срока подачи заявок - 06.05.2017 г. Указанная дата приходится на субботу.
Частью 6 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплена обязанность заказчика размещать извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Также этой указанной статьей закреплена, что извещение об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено законом о контрактной системе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Статья 193 ГК РФ содержит норму, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, если дата окончания срока подачи заявок по расчетам пришлась на выходной день, то заказчик должен был продлить данный срок до первого рабочего дня. Также, продление срока до первого рабочего дня логично исходя из того, что при окончании срока подач заявок на в выходной день, участие в аукционе может быть невозможным из-за отсутствия средств на электронной площадке перевод которых невозможен в выходной день, так как банки не осуществляют операции в эти дни.
Однако, заказчик установил срок окончания на выходной день, чем нарушает нормы гражданского законодательства, а также не позволяет некоторым участникам принять участие в закупке.
2) В пункте 19 информационной карты заказчиком указано следующее:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе обязывает заказчика включать в состав первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, информацию, указанную в подпунктах "а" или "б" данной статьи.
Ранее данные подпункты содержали указание на требование о предоставлении наименования места происхождения товара или наименования производителя товара. В настоящее время предоставление данной информации не требуется.
Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Из письменного пояснения заказчика следует, что Законом о контрактной системе запрет на определение датой окончания срока подачи заявок выходного дня не установлен. Установлены дата и время начала подачи заявок - 21.02.2017 года, что значительно превышает установленный Законом о контрактной системе период, любой участник за это время мог подать заявку, ущемление прав участников закупки не усматривается.
Требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Электронный аукцион признан несостоявшимся, до окончания срока подачи заявок не подана ни одна заявка. Права заявителя не могли быть нарушены, поскольку заявка от ООО "Стройинвест" не была подана.
Потребность в предмете закупки присутствует, после внесения изменения в план-график закупка будет осуществлена путем проведения запроса предложений.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 21.02.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) 20.04.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию.
4) начальная (максимальная) цена контракта - 11 969 500,00 руб.;
5) на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу заявителя частично обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части того, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе неправомерно установлена на выходной день, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.04.2017 года внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, аукционную документацию по предписанию антимонопольного органа.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 969 500,00 руб.
Извещением о проведении электронного аукциона установлена дата окончания срока подачи заявок - 06.05.2017 года.
Таким образом, в данном случае срок подачи заявок на участие в таком аукционе продлен так, что с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составляет не менее чем пятнадцать дней.
Заказчиком требования части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе не нарушены.
Довод подлежит признанию необоснованным.
Довод заявителя в части того, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в первых частях заявок сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, признан обоснованным в силу следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 19 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г." раздела 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено следующее:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя".
В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 года N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" слова "места происхождения товара или наименование производителя товара" заменены словами "страны происхождения товара".
Данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.12.2014).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком нарушена часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Жалоба подлежит признанию частично обоснованной.
Комиссия отмечает, что заказчиком внесены изменения в план-график, согласно которым закупка на приобретение 4-х кв жилого дома для молодых специалистов в п. Юрюнг - Хая Анабарского улуса будет осуществлена путем проведения запроса предложений, в связи с чем отсутствует целесообразность выдачи предписания для устранения допущенного нарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика Улусная (районная) администрация муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" при проведении электронного аукциона на приобретение 4-х кв жилого дома для молодых специалистов в п. Юрюнг - Хая Анабарскогоулуса (изв. N 0316300177417000018) частично обоснованной. Довод в части неправомерного установления требования о предоставлении в первых частях заявок сведений о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара признан обоснованным.
2. Признать заказчика Улусную (районную) администрацию муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" нарушившим часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку заказчиком внесены изменения в план-график осуществления закупок Улусной (районной) администрации муниципального образования "Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)" на 2017 год для осуществления закупки путем проведения запроса предложений, предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
К.А. Овчинникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2017 г. N 06-443/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2017