Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 мая 2017 г. N 08-10-72
Резолютивная часть решения объявлена -26.05.2017 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 29.05.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Сангаджиева М.В. - руководитель Калмыцкого УФАС России;
Члены комиссии:
Богославская В.В. - старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России;
Мархадаева А.М. - государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от заказчика - Администрации Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по доверенности Самбаева Баснг Бадмаевича (доверенность Nб/н 14.05.2017 г.),
в отсутствие представителя заявителя, должным образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "НОВОстрой",
УСТАНОВИЛА:
В Калмыцкое УФАС России 19.05.2017 г. посредством электронной почты поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "НОВОстрой" (исх. N15 от 18.05.2017 г.) на положения аукционной документации при проведении Заказчиком- Администрацией Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия электронного аукциона с реестровым номером N0105300014017000002 на выполнение работ по строительству объекта "Дом культуры п. Кумской Черноземельского района Республики Калмыкия". Начальная (максимальная) цена контракта - 16 401 550 (шестнадцать миллионов четыреста одна тысяча пятьсот пятьдесят) руб. 00 коп. Срок окончания подачи заявок: до 22.05.2017 г. 08ч.00 мин.
Заявитель указывает, что "Заказчиком в документации об Аукционе установлено ненадлежащее требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства, что нарушает п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении вывяленных нарушений".
Уведомлением от 22.05.2017 г. рассмотрение жалобы ООО "НОВОстрой" по существу было назначено на 25.05.2017 г. в 10 часов 30 минут. 25.05.2017 г. в связи с изучением представленных материалов, Комиссия отложила рассмотрение жалобы на 15 часов 30 минут 26.05.2017 г.
26.05.2017 г. Комиссия, в том же составе, продолжила рассмотрение жалобы по существу.
На начало рассмотрения жалобы по существу заявлений, ходатайств от сторон не поступало.
Представитель заявителя, извещенный должным образом, явку своего представителя на заседание комиссии по рассмотрению жалобы не обеспечил.
Представитель заказчика относительно доводов жалобы возражал согласно письменным и устным пояснениям.
На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена, контракт заказчиком не заключен.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проведя внеплановую проверку закупки, приходит к выводам о частичной обоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. На официальном сайте www.zakupki.gov.ru, 05 мая 2017 г. Заказчиком Администрацией Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия размещено извещение и аукционная документация с реестровым номеромN0105300014017000002 на выполнение работ по строительству объекта "Дом культуры п. Кумской Черноземельского района Республики Калмыкия". Начальная (максимальная) цена контракта - 16 401 550 (шестнадцать миллионов четыреста одна тысяча пятьсот пятьдесят) руб. 00 коп. Срок окончания подачи заявок: до 22.05.2017 г. 08ч.00 мин.
2. Относительно доводов жалобы.
Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых во второй части заявки на участие, в части не указания СРО на конкретные виды работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Кроме того, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе. Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Исходя из вышеизложенного, участнику закупки необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33.3 Письма Минрегиона РФ от 27.09.2010 г. N 33838-КК/08.
В извещении о проведении электронного аукциона и пункте 12.2 документации об аукционе установлены требования к участникам аукциона. Вместе с тем, указанные требования не содержат указания на необходимость наличия у участников аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При этом в соответствии с пунктом 12.2 документации об аукционе участникам в составе второй части заявки необходимо предоставить свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
То есть не установление в аукционной документации вышеуказанного требования к участникам закупки и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, вводит в заблуждение потенциальный круг участников закупки и приводит к нарушению п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия установила, что в документации об электронном аукционе не установлено требование о наличии СРО на виды работ по организации строительства. Более того, объем и виды работ Заказчиком указаны лишь в Сметах, однако в Техническом задании аукционной документации, в Информационной карте документации об электронном аукционе данные виды работ не указаны.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1)В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Так, согласно позициям N17,18 "Горячекатанная арматурная сталь класса А500 С" Приложения Заказчиком установлены следующие требования: "Номинальный диаметр должен быть 12 мм. Номинальная площадь поперечного сечения должна быть 113,1 см2" и "Номинальный диаметр должен быть 14 мм. Номинальная площадь поперечного сечения должна быть 153,9 см2" соответственно. В данных позициях, установлено Комиссией и не отрицается представителем Заказчика, что при описании неверно указана единица измерения площади, так как имелось ввиду "Номинальная площадь поперечного сечения должна быть _мм2".
В позиции 61 "Гвозди строительные с плоской головкой" Приложения Заказчиком установлены следующие требования: "Dиаметр стержня должен быть 1,8 мм, Dлина гвоздя должна быть 60 мм".
Согласно инструкции товар должен соответствовать ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры".
Однако, согласно таблицы 1 ГОСТ 4028-63 гвозди строительные с плоской головкой изготовляются исключительно с диаметром стержня до 1,6 мм и длиной до 50 мм.
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Согласно пояснений представителя Заказчика, а также учитывая требований Технического задания, установлено, что к этой позиции указаны характеристики для материала "Гвозди строительные с конической головкой". Следовательно, по данной позиции, Заказчиком в наименовании указан противоречивый товар.
По позициям N77, N78 "Бруски обрезные хвойных пород" Приложения Заказчиком установлены следующие требования:
"толщиной 100, 125 мм" и "толщиной 150 мм и более" соответственно.
Согласно инструкции товар должен соответствовать ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2).
В пункте 2 в таблице ГОСТ 24454-80 указаны "Номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов брусок - пиломатериал" толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Тем самым, установлено, что Заказчиком установлены в указанных позициях размеры отличные от размеров, указанных в ГОСТе.
Следовательно, Заказчик, указав противоречивую информацию существующих ГОСТов при описании технических характеристик материалов по позициям 17,18,61, 77 и 78, нарушил требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона контрактной системе, что содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Более того, согласно Протокола рассмотрения единственного участника от 23.05.2017 г., аукционной комиссией рассмотрена единственно поданная заявка под порядковым номером "1" от участника ООО "Юго-Восток" и была признана соответствующей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Однако, согласно представленной на рассмотрение комиссии Калмыцкого УФАС России заявки единственного участника, установлено, что в заявке по указанным позициям указана недостоверная информация, противоречащая требованиям установленных ГОСТ.
Тем самым, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что данная заявка подлежала отклонению аукционной комиссией Заказчика, так как нарушила требования ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2) Исходя из требований пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N0105300014017000002 Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта.
Пункт 25.1 информационной карты определяет, что "Размер обеспечения исполнения Контракта:10 % от начальной (максимальной) цены Контракта. Исполнение Контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно".
Следовательно, Заказчиком предусмотрено условие об обеспечении исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как указывает в своей жалобе заявитель, а также установлено Комиссией Калмыцкого УФАС России в проекте контракта отсутствуют сроки действия контракта, сроки выполнения работ, что также вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В силу того, что Законом о контрактной системе не установлены специальные правила, регулирующие срок действия контракта, заказчик в Проекте контракта указывает срок выполнения работ, срок действия контракта в соответствии с Гражданским законодательством.
Статьей 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными в том случае, если работа была принята заказчиком в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В свою очередь, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 19.1 проекта контракта указано: "В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения Контракта Заказчик обязан разместить Контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
Контракт прекращается надлежащим исполнением Сторонами своих обязательств".
Тем самым, Комиссия приходи к выводу, что указание неопределенного срока действия контракта приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим на месяц срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункта 4.2 проекта контракта указано, что "Оплата по настоящему контракту осуществляется по факту выполнения работ, согласно графику выполнения работ (Приложение N3 к Контракту)".Согласно указанного приложения, график выполнения работ не установлен Заказчиком, в том числе в самом проекте контракта отсутствуют Сроки выполнения работ (п.3 Контракта),что нарушает требования п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. На основании выявленных нарушений Закона о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона с реестровым номером N0105300014017000002 на выполнение работ по строительству объекта "Дом культуры п. Кумской Черноземельского района Республики Калмыкия" Комиссия считает необходимым выдать Заказчику- Администрации Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия обязательное для исполнения предписание об аннулировании данной закупки.
Руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "НОВОстрой" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика Администрации Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия нарушения ст. 31, ст.33, ст.42, ст.67, ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки с реестровым номером N0105300014017000002.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Калмыцкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 мая 2017 г. N 08-10-72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2017