Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 7 июня 2017 г. N 04-11/136-17
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Жирнов А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Преснова Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу АО "Мединторг" на действия Заказчика - Департамента здравоохранения Вологодской области при проведении электронного аукциона, в котором, Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области, в присутствии представителей:
от Заказчика - Бабушкина Г.А. по доверенности от 09.01.2017 N 4-1-37/2, Бобровская А.А. по доверенности от 31.03.2017 N 4-1-37/13;
от Уполномоченного органа - Скоморохова Е.В. по доверенности N 25 от 10.11.2014;
от АО "Мединторг" - Белякова И.В. по доверенности от 01.06.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от АО "Мединторг" (далее - Заявитель) на действия Департамента здравоохранения Вологодской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0130200002417001142 на поставку лекарственного препарата Соматропин, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в котором Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Вологодской области.
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно: Заявитель полагает, что в описании объекта закупки, в аукционной документации параметры товара прописаны под конкретного производителя, и ограничивают возможность участия в аукционе (ограничительные параметры: форма выпуска, фасовка, объем наполнения) без возможности поставки эквивалента, так же параметры прописаны жестко и однозначно, в том числе в дозировке, несмотря на используемые формулировки "минимальный - максимальный", якобы дающие возможность предлагать иную дозировку. По факту 5 мг/мл и/или 15 МЕ/мл, одна и та же дозировка указанная в разных единицах измерения, другими словами 5 мг/мл = 15 МЕ/мл (в 1 мл - 3 МЕ), то есть эти показатели не являются минимальным и максимальным границами в вариантах дозировки.
Способ изложения, используемый ООР, таков, что создает иллюзию возможности предоставления товара в дозировке от 5 до 15, что невозможно исходя из совпадения значений и дает формальный повод отклонить любого участника (помимо прочих несоответствий) предложившего дозировку, например 8 мг/мл.
Согласно, общедоступным данных из Государственного реестра лекарственных средств на территории РФ зарегистрировано 9 лекарственных препаратов под МНН Соматропин (в различных формах выписка, дозировках и фасовках), 3 препарата (Растан, Омнитроп, Нордитропин НордиЛет) производятся в форме выпуска раствор для подкожного введения.
Параметрам технического задания соответствует только препарат Растан, а та степень детализации показателей, никакого отношения к терапевтической эффективности препарата не имеющая, развенчивает все сомнения на предмет возможности поставки другого препарата в рамках необходимого МНН кроме как Растан.
Заявитель ссылается на позицию ФАС России, изложенную в письмах N АК/28644/15 от 09.06.2015 г.; N АК/13610/14 от 09.04.2014 г.; N АК/28644/15 от 09.06.2015 г., разъяснения N АД/6345/16 от 03.02.2016 г.; АД/6445/16 от 03.02.2016 г, по так называемым "типичным уловкам Заказчика для ограничения участников", в числе явных признаков ограничения конкуренции Заказчик указывает в документации терапевтически не значимые характеристики, соответствующие конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов (условия хранения, состав вспомогательных веществ, фасовка, степень наполнения флаконов и прочее), без возможности поставки эквивалента.
Несмотря на то, что письма о взаимозаменяемости, подтверждают факт терапевтического тождества лекарственных средств, не являющихся предметом настоящего аукциона, однако имеют общее значения, и выражают мнение ФАС России в рамках понимания скрытых методов, злонамеренно используемых Заказчиком/Уполномоченным органом Заказчика для ограничения конкуренции в рамках аукционов.
В подтверждение своей позиции Заявитель также ссылается на решения: УФАС Краснодарского края по делу N ЭА-139/2017 от 15.02.2017 г.; УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 03/КА от 28.04.2017 г.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Пояснили, что Заказчик не имеет возможности установить требование к характеристикам товара, которые устраивали бы всех возможных участников закупки. Вместе с тем, лекарственный препарат Соматропин находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любое юридическое лицо, соответствующее требованиям законодательства, может осуществить его поставку.
Заказчик и Уполномоченный орган представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, Уполномоченного органа и Заявителя, пришла к следующему выводу.
24.05.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была опубликована закупка N 0130200002417001142.
Способ определения поставщика: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 215 801, 00 рублей.
Наименование объекта закупки: поставка лекарственного препарата Соматропин.
Согласно п.п. 2 п. 26 раздела I. "Информационная карта" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, или копии этих документов:
- Для участников закупки (поставщиков), прошедших процедуру лицензирования после 08.01.2012 г.
- лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, включая оптовую торговлю лекарственными средствами (препаратами) для медицинского применения, хранение лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения, перевозку лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения
или
- Для участников закупки (производителей), прошедших процедуру лицензирования до 24.07.2012 г.
- Лицензия на осуществление деятельности по производству лекарственных средств
или
- Для участников закупки (производителей), прошедших процедуру лицензирования с 24.07.2012 г.
- лицензия на производство лекарственных средств включая следующие работы: производство, хранение и реализация стерильных лекарственных препаратов с указанием группы лекарственных препаратов. Препараты, не требующие специального выделения в отдельное производство, с указанием конкретной лекарственной формы (раствор для инъекций).
В соответствии п. 8 раздела I. "Информационная карта" документации об электронном аукционе описание объекта закупки указано в разделе II "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В п. 1 "Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям" раздела II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлено:
N п/п |
Наименование показателя закупки |
Значения показателей |
||
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Значения показателей, которые изменяются |
|||
Минимальные значения |
Максимальные значения |
|||
1. |
Международное непатентованное наименование |
Соматропин |
- |
- |
1.1 |
Лекарственная форма |
раствор для подкожного введения |
- |
|
1.2 |
Дозировка |
|
5 мг/мл и/или 15 МЕ/мл |
|
1.3 |
Объем наполнения |
3 мл |
|
|
1.4 |
количество в упаковке |
1 |
- |
- |
1.5 |
Общее количество упаковок |
100 |
|
|
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под лекарственной формой понимается состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
Разнообразие лекарственных форм зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов связано с особенностями российского законодательства, позволяющего регистрировать любые лекарственные формы в заявительном порядке.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 6 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки, в случае если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Представители Заказчика подтвердили утверждения Заявителя о том, что только лекарственный препарат с торговым наименованием "Растан" соответствует разделу II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара.
Документация об электронном аукционе содержит требование к производителю товара путем указания уникальных характеристик товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.06.2017 двум из трех участников закупки отказано в допуске к участию в аукционе, так как в заявках участников закупки лекарственная форма, дозировка, количество не соответствует требованиям технического задания, электронный аукцион признан несостоявшимся.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64, п.п. 1, 6 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, которые повлияли на результаты электронного аукциона.
На основании изложенного жалоба АО "Мединторг" обоснованна.
Вместе с тем Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Иных нарушений не установлено.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Мединторг" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64, п.п. 1, 6 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
Н.В. Мерзлякова
А.А. Жирнов
Е.Д. Преснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 7 июня 2017 г. N 04-11/136-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2017