Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 мая 2017 г. N 101
Резолютивная часть объявлена 26 мая 2017 г. Изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 г. |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
член Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Закрытое акционерное общество "МАКС" в лице филиала ЗАО "МАКС" в г.Курск) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
личность удостоверена |
|
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Противопожарная служба Курской области" (далее - ОКУ "ППС Курской области", заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности, личность удостоверена) |
|
Заинтересованное лицо |
САО "ВСК" |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заинтересованного лица |
(по доверенности, личность удостоверена) |
|
Способ определения поставщика |
Открытый конкурс |
|
Закупка N |
0344200011517000096 |
|
Объект закупки |
Услуги по автострахованию ОСАГО транспортных средств ОКУ "ППС Курской области" |
|
Начальная максимальная цена контракта |
246 783,46 рублей |
Доводы жалобы:
1. Конкурсной комиссией заказчика, в нарушение частей 6 и 7 ст.52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), в протоколе вскрытия конвертов с заявками участников конкурса указаны недостоверные сведения о предложениях участников.
2. В нарушение требований п.6 ч.3 ст.49 ФЗ "О контрактной системе...", конкурсной комиссией заказчика сокращен срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, указанный заказчиком в аукционной документации.
3. Конкурсной комиссией заказчика неправомерно допущена к участию в конкурсе заявка САО "ВСК", что противоречит п.3.1 ч.3 ст.53 ФЗ "О контрактной системе...".
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы заявителя, указав, что действия конкурсной комиссии заказчика соответствовали требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса с ограниченным участием, конкурсной документацией, протоколами, составленными в ходе проведения открытого конкурса N0344200011517000096:
- дата размещения извещения - 24.04.2016 г.;
- дата и время окончания подачи заявок - 15.05.2017 г. 10:00;
- дата и время вскрытия конвертов с заявками - 15.05.2017 г. 10:00
- дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 22.05.2017 г.
- согласно протоколу вскрытия конвертов от 15.05.2017 г., на участие в открытом конкурсе подано 3 заявки,
- согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 17.05.2017 г., победителем открытого конкурса признано САО "ВСК",
На дату рассмотрения дела контракт с победителем открытого конкурса не заключен.
1. Согласно ч.7 ст.52 ФЗ "О контрактной системе...", протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
Как установлено ч.6 ст.52 ФЗ "О контрактной системе...", в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе должны быть указаны: информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Согласно аукционной документации, заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участи в открытом конкурсе:
1.1 Цена контракта
2.1 Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Показатели критерия:
2.1.1 качество услуг
2.1.1.1 уровень отказов по ОСАГО
2.2. Квалификация участников закупки
Показатели критерия:
2.2.1 непрерывность действия рейтинга надежности уровня не ниже А++, присвоенного рейтинговым агентством "ЭкспертРА"
2.2.2 доля ОСАГО в страховом портфеле Участника
2.2.3 обеспеченность финансовыми ресурсами
Как установлено Комиссией, в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, конкурсной комиссией заказчика не указаны сведения о значениях показателей критериев оценки заявок, представленные участниками в составе конкурсных заявок. В протоколе вскрытия конвертов конкурсной комиссией указано количество баллов, присвоенных конкурсной комиссией участника по каждому из критериев оценки заявок по результатам расчета, произведенного конкурсной комиссией заказчика.
Указанные действия конкурсной комиссии заказчика не соответствуют требованиям ч.6 ст.52 ФЗ "О контрактной системе_"
2. Согласно п.3 ч.6 ст.49, ч.1 ст.50 ФЗ "О контрактной системе_", извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация должны содержать место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
В извещении, аукционной документации заказчиком указана дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 22.05.2017 г.
Вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок подписан конкурсной комиссией заказчика и размещен на официальном сайте zakupki.gov.ru 17.05.2017 г., то есть с отступлением от срока, указанного в конкурсной документации.
3. В соответствии с положениями частей 2,3 ст.53 ФЗ "О контрактной системе_", заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, все заявки допущены конкурсной комиссией заказчика к участию в определении поставщика.
В силу требований частей 5,7 ст.53 ФЗ "О контрактной системе_", конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Как установлено ч.10 ст.53 ФЗ "О контрактной системе_", результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса.
В силу ч.12 ст.53 ФЗ "О контрактной системе...", протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этому протоколу прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе...". Согласно п.2 ч.2 ст.51 ФЗ "О контрактной системе...", заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Как указал представитель заявителя, конкурсной комиссией заказчика неверно произведен расчет значений критерия "Квалификация участников закупки_" по показателям: - доля ОСАГО в страховом портфеле участника; - обеспеченность финансовыми ресурсами.
По мнению подателя жалобы, при расчете значений указанных показателей по формулам, установленным в конкурсной документации заказчика, результат может быть выражен только в форме значений, указанных в заявке ЗАО "МАКС" (в виде доли от целого значения "1,0" по показателю "доля ОСАГО в страховом портфеле участника", и виде отрицательного значения по показателю "обеспеченность финансовыми ресурсами").
При таких обстоятельствах, по мнению ЗАО "МАКС", конкурсной комиссией заказчика неверно рассчитаны и указаны в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок значения данных показателей, содержащихся в заявке ЗАО "МАКС".
Кроме того, по мнению ЗАО "МАКС", победителем открытого конкурса САО "ВСК" представлены недостоверные сведения о значениях показателей "доля ОСАГО в страховом портфеле участника", "обеспеченность финансовыми ресурсами", указанные в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок, так как при расчете данных показателей по формулам, установленным заказчиком, их значения не могут быть выражены процентным соотношением и положительным значением, соответственно.
В соответствии с ч.6 ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.п.3 и 4 ч.1 ст.32 ФЗ "О контрактной системе..." критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, в том числе - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок конкурсной комиссией заказчика указаны сведения о значениях показателей "доля ОСАГО в страховом портфеле участника, обеспеченность финансовыми ресурсами", отличные от указанных в конкурсных заявках участников.
Как установлено Комиссией, в заявке ЗАО "МАКС" представлены сведения о квалификации участника закупки и указаны следующие значения рассматриваемых показателей данного критерия:
- доля ОСАГО в страховом портфеле участника: 0,48
- обеспеченность финансовыми ресурсами: -86,68
При этом, в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок конкурсной комиссией указаны иные значения таких показателей:
- доля ОСАГО в страховом портфеле участника: 48%
- обеспеченность финансовыми ресурсами: 86,68%
В заявке САО "ВСК" указаны значения показателей:
- доля ОСАГО в страховом портфеле участника: 38,63%
- обеспеченность финансовыми ресурсами: 87,86%
В протоколе рассмотрения и оценки конкурсных заявок конкурсной комиссией указаны иные значения таких показателей:
- доля ОСАГО в страховом портфеле участника: 38,6%
- обеспеченность финансовыми ресурсами: 87,9%
При таких обстоятельствах, конкурсной комиссией заказчика также неверно определены и присвоены заявкам участников, значения показателей по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки_". Учитывая изложенное, конкурсной комиссией заказчика нарушены требования ч.ч.5,7 ст.53 ФЗ "О контрактной системе_".
Кроме того, Комиссией установлено, что порядок расчета значений показателей "доля ОСАГО в страховом портфеле участника", "обеспеченность финансовыми ресурсами", указанный заказчиком в аукционной документации, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Так, заказчиком приведены формулы расчета предложения участника закупки по указанным показателям (доля ОСАГО в страховом портфеле участника, уровень текущей платежеспособности), однако не указаны единицы измерения, в которых должно быть выражено предложение участника. Указанные действия заказчика привели к неоднозначному восприятию участниками закупки требований заказчика, в заявках участников предложения по данным показателям выражены в различных единицах измерения, что не позволяет сравнить их значения.
Кроме того, заказчиком указан порядок присвоения баллов по рассматриваемым показателям, предусмотренный п.24 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085, (применяемый в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил), тогда как предельно необходимое максимальное количественное значение характеристик, заказчиком не установлено.
Аналогичное нарушение допущено заказчиком при указании порядка присвоения баллов по показателю 2.1.1.1 "уровень отказов по ОСАГО" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе, противоречащий положениям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, допущено нарушение требований п.9 ч.1 ст.50 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет достоверно и точно установить значения показателей критериев, Комиссия признает необоснованным довод жалобы ЗАО "МАКС" о представлении участником закупки САО "ВСК" недостоверных сведений о значении показателей критерия "Квалификация участника закупки_".
В ходе внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией также установлено.
В нарушение требований п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.49 ФЗ "О контрактной системе_", в извещении о проведении открытого конкурса заказчиком не указано о наличии требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки для подтверждения соответствия обязательному требованию законодательства РФ.
В нарушение п.1 ч.1 ст.31, ст.49, ч.1 ст.50 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N1457, (действовавшего на дату размещения извещения), заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации не установлено требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "МАКС" обоснованной в части нарушения конкурсной комиссией заказчика требований ч.6 ст.52 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Противопожарная служба Курской области" нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, ст.49, ч.1 ст.50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать конкурсную комиссию заказчика - Областного казенного учреждения "Противопожарная служба Курской области" нарушившей ч.6 ст.52, ч.ч.5,7 ст.53 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" носят неустранимый, на дату рассмотрения дела, характер, выдать заказчику предписание об аннулировании определения поставщика.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 мая 2017 г. N 101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017