Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2017 г. N 44-2329/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 50 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Аккорд" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13288-ЭП/17 от 30.05.2017) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на поставку мебели для оснащения немонтируемым оборудованием вводного объекта в ГБДОУ N 50 Приморского района Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200004917000043) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.04.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100024217000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 525 137,84 рублей.
В жалобе ООО "Аккорд" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
05.06.2017 в 15 часов 46 минут на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена информация о заключении государственного контракта с ООО "Торговый Дом Русская школа-СЗ".
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком установлен следующий порядок оценки конкурсных заявок по критерию "Квалификация участника закупки":
"11.2. Порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,30.
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема.
2) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами.
3) Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле:
Cik = Pi * Zk / 100,
где:
Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk- значимость показателя.
Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема | |||
600 % от начальной (максимальной) цены контракта и более |
100 баллов |
50 |
|
450 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 600% от начальной (максимальной) цены контракта |
60 баллов |
||
250 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 450 от начальной (максимальной) цены контракта |
30 баллов |
||
100% от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 250 % от начальной (максимальной) цены контракта |
15 баллов |
||
Менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами | |||
Наличие складских помещений площадью 50 м2иболее |
наличие |
100 баллов |
25 |
отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в наличии деловой репутации у участника закупки | |||
Наличие Сертификата ИСО 9001 |
100 баллов |
25 |
|
Отсутствие Сертификата ИСО 9001 |
0 баллов |
3. Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов.
3.1. По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема": поставками сопоставимого характера будут являться поставка мебели в учреждения, финансируемые из федерального, регионального или местного бюджетов, за период 2014-2016 гг. Поставкой сопоставимого объема будет являться поставка мебели в учреждения, финансируемые из федерального, регионального или местного бюджетов с объемом одного контракта/договора 20% и более от начальной максимальной цены контракта.
Наличие опыта по данному критерию подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема" (приложение N 4 к Специальной части конкурсной документации); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 4.1 к Специальной части конкурсной документации), копии исполненных контрактов/договоров на поставку мебели в учреждения, финансируемые из федерального, регионального или местного бюджетов за период 2014-2016 гг., со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов приема-передачи товара (при наличии), копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
В случае несоответствия сумм указанных в исполненных контрактах/договорах и отчетных документах (актах приема-передачи, накладных, счетах-фактур), к таким контрактам/договорам, комиссия будет учитывать суммы указанные в отчетных документах.
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору и/или не предоставления форм "Опыт участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема" и "Исполненный контракт/договор", либо выявления несоответствия сведений в представленных документах формам "Опыт участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема" и "Исполненный контракт/договор", комиссия не будет учитывать объем по такому контракту/договору.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
Для целей расчета баллов по показателю комиссия учитывает совокупный объем по представленным контрактам/договорам, удовлетворяющим требованиям настоящего пункта.
3.2. По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами" участник предоставляет: Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма "Наличие помещения" (по форме приложения N 5 к Специальной части), копии договора аренды (в случае аренды), копия свидетельства о регистрации права собственности на помещение либо копия выписки из ЕГРП при регистрации недвижимого имущества с 15.07.2016 г. (собственное или арендодателя), копия технического или кадастрового планов занимаемого помещения.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении материально-технологического ресурса, не предоставления формы "Наличие помещения" в отношении материально-технического ресурса, не соответствии информации содержащейся в форме "Наличие помещения" в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участникам документам, комиссия не засчитывает наличие такого помещения.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставлении формы ""Наличие помещения"" начисление баллов по данному показателю не производиться.
3.3. По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации":
Под наличием сертификата ИСО 9001 понимается - наличие сертификата подтверждающего наличие у участника системы менеджмента качества применительно к поставкам мебели.
Наличие деловой репутации подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки:
- заполненную форму "Наличие системы менеджмента качества", по форме приложения N 6 к Специальной части;
- копию документа подтверждающего соответствие системы менеджмента качества, требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (или ГОСТ ISO 9001-2011);
- копию описания/положения системы менеджмента качества;
- копии сертификатов аттестации сотрудников участника на соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2015 (или ГОСТ ISO 9001-2011).
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставления формы "Наличие системы менеджмента качества" начисление баллов по данному показателю не производится.
3.4. Отсутствие документов подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
Анализ конкурсной заявки ООО "Аккорд" и установленного конкурсной документацией порядка оценки заявок показал, что конкурсная комиссия Уполномоченного органа провела рассмотрение и оценку заявок в строгом соответствии с положениями конкурсной документации, что нашло свое отражение в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.05.2017 NПРО2 (Протоколе рабочей группы от 22.05.2017). Таким образом, в действиях конкурсной комиссии Уполномоченного органа не выявлено каких-либо нарушений при оценки конкурсной заявки Заявителя, а доводы жалобы являются необоснованными.
В оставшихся доводах жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки.
Согласно ч. 3 ст. 105 Закона о контрактной системе и п. 3.37 Административного регламента жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Жалоба Заявителя поступила в Санкт-Петербургское УФАС России 30.05.2017, т.е. после завершения срока подачи заявок, следовательно, данные доводы не могут быть рассмотрены в рамках рассмотрения жалобы.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 56, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аккорд" необоснованной.
2. Согласно пункту 3.37 Административного регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июня 2017 г. N 44-2329/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017