Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2017 г. N 44-2368/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13856-ЭП/17 от 05.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку малярного инструмента (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200290017000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 481 250,96 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
05.06.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от NРД1 (далее - Разъяснения) на основании запроса участника закупки.
Согласно Разъяснениям предметом запроса является следующий вопрос: "Документация о процедуре выложена не в полном объёме, что не позволяет подать заявку. Просим устранить нарушение.".
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не установлены требования к содержанию разъяснений положений документации о закупке. Однако, Комиссия УФАС считает, что предоставление формального ответа, не содержащего разъяснения, которые позволяют участнику закупки однозначно установить соответствие требований Заказчика положениям документации о закупке, противоречит сути нормы ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно Разъяснениям Заказчиком указано следующее: "На основании ч. 4 ст. 65 Федерального от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Мостотрест" сообщает следующее:
15 мая 2017 года Заказчику вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о закупках по делу N 44-1857/17 в соответствии с которым 26 мая 2017 года в Части III "Техническое задание" и Часть IV "Проект контракта" внесены изменения, и они размещены в новой редакции. Остальные условия документации об аукционе, а именно Части I-II остались без изменений, о чем указано в п.3 Изменений, Части I-II первоначально размещены Заказчиком 29.03.2017 в 16:17.
Таким образом документация об электронном аукционе выложена в полном объеме и препятствия для подачи заявки отсутствуют.".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в установленный Законом о контрактной системе срок опубликованы разъяснения положений документации о закупке, которые не изменяют суть документации о закупке и содержат разъяснения по сути поступившего запроса.
Таким образом, довод Заявителя об опубликовании на официальном сайте единой информационной системы разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе признан необоснованным.
Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы документации о закупке не в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы изменения извещения о проведении электронного аукциона от 29.05.2017 NИИ3, в соответствии с которыми Заказчиком указано, в том числе следующее: "2. Части III "Техническое задание" и Часть IV "Проект контракта" изложить в новой редакции. 3. Остальные условия документации об аукционе остаются без изменений.".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 29.03.2017 Заказчиком опубликована документация о закупке, в состав которой входят четыре части.
Согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 29.05.2017 NИИ3 Заказчиком указано, например, следующее:
Положения части II "Информационная карта аукциона" документации об аукционе изложить в следующей редакции:
1.1 Раздел "Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе" части II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА документации об открытом аукционе в электронной форме изложить в следующей редакции:
подпункт 2.2. части I |
Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе |
1. Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе с момента публикации извещения. 2. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе "03" июня 2017 года, при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч.4 ст.65 Закона) |
Вместе с тем, в действующей редакции документации о закупке после внесения изменений от 29.05.2017 Заказчиком не опубликованы Часть I и Часть II документации о закупке.
Следовательно, действующая редакция документации о закупке опубликована Заказчиком не в полном объеме.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных требований к показателям, а также требований к показателям, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно пп. 40 "Миксер-насадка для красок и клеев" п. 7 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару, которые не соответствуют товарам, существующим на товарном рынке и не позволяют определить потребность Заказчика: "Диаметр не менее 14 мм не более 15 мм.".
Согласно пояснениям Заказчика вышеуказанное требование установлено в отношении штока миксера-насадки.
Заявителем на заседание Комиссии УФАС не представлено документальных доказательств отсутствия на товарном рынке миксера-насадки с диаметром не менее 14 мм и не более 15 мм.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Аналогичный довод жалобы по пп. 41 п. 7 раздела 2 Части III документации о закупке признан Комиссией УФАС необоснованным.
Согласно п. 12 "Кисть радиаторная" п. 7 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Ширина кисти должна быть не менее 63 мм не более 66 мм.".
Согласно доводам Заявителя участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе должен указать диапазон значений показателя, что противоречит ГОСТ 10597-87, который содержит одно числовое значение показателя ширины кисти.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлено следующее: "В случае установления в Пункте 7 Раздела 2 Технического задания соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний "более _ менее_", "не менее _ менее_", "более _ не более_", "не менее _ не более_" (может присутствовать союз "и"), участник закупки должен указать конкретное значение показателя с учетом порядка указания значения при применении слов/словосочетаний "не более_", "не выше_", "менее_", "ниже_", "не менее_", "не ниже_", "более_", "выше_", соответствующее установленным Заказчиком требованиям. В случае установления в Пункте 7 Раздела 2 Технического задания соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний "не менее_", "не ниже_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее или равное установленному в Пункте 7 Раздела 2 Технического задания минимального значения показателя товара. В случае установления в Пункте 7 Раздела 2 Технического задания соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний "не более_", "не выше_", участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, меньшее или равное по значению установленного в Пункте 7 Раздела 2 Технического задания максимального значения показателя товара.".
Таким образом, согласно инструкции участник закупки обязан указать диапазон значений показателя ширины кисти.
В соответствии с чертежами и Таблицей 2 ГОСТ 10597-87 "Кисти и щетки малярные. Технические условия" ширина кисти определяется одним числовым значением.
Вместе с тем, предметом закупки являются 400 шт. кистей радиаторных.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Таким образом, на основании документации о закупке и ГОСТ 10597-87 участник закупки при выполнении работ вправе использовать кисти радиаторные любого размера в пределах диапазона значений, указанных в первой части его заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного, установление требования о предоставлении в первой части заявки диапазона значений показателя ширины кисти не противоречит ГОСТ 10597-87 и не влечет ограничение количества участников закупки.
Следовательно, довод Заявителя об установлении нестандартных показателей признан Комиссией УФАС необоснованными.
Аналогичные доводы жалобы по пп.пп. 45, 78, 79, 81 п. 7 раздела 2 Части III документации о закупке признаны Комиссией УФАС необоснованными.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" частично обоснованной в части довода об опубликовании документации о закупке в действующей редакции не в полном объеме.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2017 г. N 44-2368/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017