Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2017 г. N 44-2373/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 78 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Заказчик), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания;
в присутствии представителя ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13851-ЭП/17 от 05.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по утилизации медицинских отходов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0872100000117000105. Начальная (максимальная) цена контракта - 657 080,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке описания объекта закупки и требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 14 Части II документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе: "Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с частью 2, статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Обезвреживание отходов III-IV класса опасности). Виды отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I - IV классов опасности (Лекарственные средства, пришедшие в негодность; отходы).".
Предметом закупки является сбор, транспортировка, обезвреживание медицинских отходов класса "Б", "В", "Г".
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2.1. СанПин 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Соответственно, вышеуказанные критерии установлены в рамках Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2016 N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", п. 2 Общих положений которого говорит следующее: "Действие настоящих критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы".
Таким образом, установленные Законом N 89-ФЗ пять классов опасности в своей классификации неприменимы к медицинским отходам и не равнозначны классификации в рамках СанПин 2.1.7.2790-10.
Следовательно, положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке описания объекта закупки и требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки.
Положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Согласно Приложению N 2 к Контракту Заказчиком установлены требования к количеству и видам отходов:
N |
Адрес образования отходов |
Количество отходов. |
1 |
Больница N 1 (ФКЛПУ им. Ф. П. Гааза) - г. Санкт-Петербург ул. Хохрякова, д. 1 |
2000,0 кг |
2 |
Больница N 2 (ФКУ Следственный изолятор N 1)- г. Санкт-Петербург, Арсенальная наб., д. 7 |
|
3 |
Туберкулезная больница N 1 - (ФКУ Следственный изолятор N 6) г. Санкт-Петербург, п. Горелово, ул. Заречная, тупик |
|
4 |
Медицинская часть N 5 (ФКУ Исправительная колония N 5) г. Санкт-Петербург, пос. Металлострой, 1-й проезд, д. 1 |
|
5 |
Медицинская часть N 6 (ФКУ Исправительная колония N 6) г. Санкт-Петербург, Грузовой проезд, д. 7 |
|
6 |
Медицинская часть N 7 (ФКУ Исправительная колония N 7) г. Санкт-Петербург, ул. Латышских стрелков д. 22 |
|
7 |
Медицинская часть N 8 (ФКУ Колпинская воспитательная колония) г. Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Севастьянова д. 49 |
|
8 |
Медицинская часть N 12 (ФКУ Следственный изолятор N 5) г. Санкт-Петербург, ул. Арсенальная, д. 11 |
|
9 |
Медицинская часть N 11 (ФКУ Следственный изолятор N 4) г. Санкт-Петербург, ул. Лебедева, д. 39 |
|
10 |
Медицинская часть N 2 (ФКУ Исправительная колония N 2) Ленинградская область, Тосненский район, пос. Ульяновка, Ульяновское шоссе, д. 76 |
Услуга: 1 услуга включает в себя. Вывоз 1 раз в период действия государственного контракта до 30 кг медицинских отходов с каждого адреса. Итого 14услуг.(7 адресов |
11 |
Медицинская часть N 3 (ФКУ Исправительная колония N 3) Ленинградская область, Тосненский район, п. Форносово, ул. Дальняя, д.1 |
|
12 |
Медицинская часть N 4(ФКУ Исправительная колония N 4) Ленинградская область, Тосненский район, п. Форносово, ул. Дальняя, д.3 |
|
13 |
Медицинская часть N 9 (ФКУ Следственный изолятор N 2) Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Красноармейская д.13 |
|
14 |
Медицинская часть N 10 (ФКУ Следственный изолятор N 3) Ленинградская область, г. Выборг, ул. Резервная д. 2 |
|
15 |
Здравпункт N 1 (ФКУ Исправительная колония N 8) Ленинградская область, Всеволожский район, д. Борисова Грива |
|
16 |
Здравпункт N 2 (ФКУ Колония - поселение N 1) Ленинградская область, Волосовский район, д. Княжево |
|
17 |
Больница N 3 Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, д. 39 (дислоцируется на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области) |
Услуга: 1 услуга включает в себя. Вывоз 2 раза период действия государственного контракта до 30 кг медицинских отходов с каждого адреса. Итого 14услуг.(7 адресов |
18 |
Туберкулезная больница N 2 Псковская область, Псковский район, с. Середка, ул. Железнодорожная д. 7 (дислоцируется на территории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области) |
|
19 |
Медицинская часть N 13 Псковская область, Островский район, с. Крюки (дислоцируется на территории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области). |
|
20 |
Медицинская часть N 14 Псковская область, Себежский район,п. Идрица, ул. Лесная, дом 12 (дислоцируется на территории ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области) |
|
21 |
Медицинская часть N 15 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Горицкая д. 16 А (дислоцируется на территории ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области) |
|
22 |
Медицинская часть N 16 Псковская область, Себежский р-н, пгт. Сосновый бор (дислоцируется на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Псковской области) |
|
23 |
Медицинская часть N 17 Псковская область, г. Великие Луки, ул. Горицкая, д. 16А (дислоцируется на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области) |
|
24 |
Все выше перечисленные адреса |
1 кг (просроченные лекарственные средства). Вывоз совместно с отходами класса "Б" |
Следовательно, согласно Приложению N 2 к Контракту общий объем отходов, сбор, транспортировка и обезвреживание которых подлежит лицензированию (лекарства, пришедшие в негодность - класс "Г") составляет 1 кг, при этом общий объем отходов, сбор, транспортировка и обезвреживание которых не подлежит лицензированию составляет 2000 кг.
Таким образом, медицинские отходы класса "Г", подлежащие в рамках исполнения обязательств по контракту сбору, транспортировке, обезвреживанию, составляют незначительную часть от общего объема подлежащих сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не позволяет принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов класса "Б", которые составляют основную часть предмета закупки.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2017 г. N 44-2373/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017