Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2017 г. N 44-2402/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБПОУ "Российский колледж традиционной культуры" (далее - Заказчик):
ООО "Интеграл Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13879-ЭП/17 от 06.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку компьютеров и оргтехники для СПб ГБПОУ "Российский колледж традиционной культуры в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200011817000038. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 954 723,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе в части описания требований к числовым значениям конкретных показателей товаров прописью.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Например, Заказчиком установлены следующие требования к товарам:
N п/п |
Наименование товара |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика |
|
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя |
Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться |
|||
1 |
2 |
5 |
6 |
7 |
1 |
АРМ Тип-1 |
Корпус системного блока |
х |
Да |
Материал: |
х |
сталь стандарт SECC |
||
Толщина стенок |
не менее 500 мкм |
х |
||
Форм-фактор: |
х |
MidiTower ATX |
||
Механизм открывания |
х |
снимаются две стенки |
||
Наличие ребер жесткости |
х |
да |
||
Размеры (глубина x ширина х высота) |
не более: 420 x 180 x 410 мм. |
х |
||
Количество слотов расширения на задней панели корпуса |
не менее шести |
х |
||
Вход микрофонный на лицевой панели |
х |
есть |
||
Выход на наушники на лицевой панели |
х |
есть |
||
Наличие дверцы скрывающей разъемы передней панели |
х |
Да |
||
Края корпуса |
х |
должны быть завальцованы |
||
Наличие замка с ключами, блокирующего кнопку питания системного блока |
х |
Да |
||
Число отсеков шириной сто тридцать три миллиметра |
более четырех |
х |
||
Число отсеков шириной восемьдесят девять миллиметров |
не менее пяти |
х |
||
Расположение блока питания |
х |
горизонтальное |
||
Наличие возможности установки дополнительных вентиляторов: |
140x140 мм или 120x120 мм |
наличие |
||
Корпус должен иметь посадочные места для установки дополнительных вентиляторов охлаждения на передней панели |
не мeнее одного 120х120 мм |
х
|
||
Воздуховод в боковой стенке над процессорным разъемом. |
х |
Да |
||
Максимальная длина видеокарты |
не должна быть менее трехсот пяти миллиметров |
х |
||
Количество интерфейсов USB на лицевой панели |
Не менее двух |
х |
||
Количество отсеков внутренних для 2,5"-дюймовых устройств |
Не менее двух |
х |
||
Наличие датчика вскрытия |
х |
Да |
||
Количество установленных вентиляторов сто двадцать миллиметров |
не менее одного |
х |
||
Блок питания |
х |
Да |
||
Мощность: |
не менее чем четыреста пятьдесят ватт с автоматической регулировкой скорости вращения вентилятора |
х |
||
PFC |
х |
пассивный |
||
Система охлаждения |
нe мeнее одного вентилятора |
120*120 мм |
||
Наличие механического фиксатора кабеля питания на блоке питания |
х |
для защиты от самопроизвольного отключения кабеля |
||
Тип разъема для материнской платы |
х |
24+4 pin |
||
Количество разъемов 4-pin CPU: |
не менее одного |
х |
||
Количество разъемов 15-pin SATA : |
не менее одного |
х |
||
Количество разъемов 4-pin IDE: |
не менее четырех |
х |
||
Количество разъемов 4-pin Floppy : |
не менее одного |
х |
||
Защита от перенапряжения |
х |
есть |
||
Защита от перегрузки |
х |
есть |
||
Защита от короткого замыкания |
х |
есть |
||
Процессор системного блока: |
х |
имеется |
||
Рассеиваемая мощность процессора: |
не бoлее шестидесяти семи ватт и более тридцати ватт |
х |
||
Критическая температура: |
не менее шестидесяти градусов по цельсию |
х |
||
Технология: |
менее двадцати двух тысячных микрометров |
х |
||
Количество транзисторов, млн: |
не менее чем одна тысяча пятьсот пятьдесят |
х |
||
Пропускная способность шины процессор-чипсет: |
более четырех гигабайт в секунду |
х |
||
Производительность согласно тестов Performance Test (ссылка на тест benchmark обязательна) |
не менее семи тысяч семьсот десяти единиц |
х |
||
Тактовая частота |
Не менее двух тысяч девятьсот пятьдесят мегагерц |
х |
||
Количество потоков |
не менее четырех |
х |
Таким образом, требования к конкретным показателям товаров содержат описание числовых значений как в виде цифр, так и в виде прописи.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание объекта закупки с указанием числовых значений прописью нарушает правило объективного описания.
Данная позиция подтверждается требованиями ГОСТ 2.105-95 ЕСКД "Общие требования к текстовым документам", в соответствии с п. 4.2.9 которого в тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами.
Согласно ГОСТ 2.105-95 данный стандарт устанавливает общие требования к выполнению текстовых документов на изделия машиностроения, приборостроения и строительства. При этом Комиссия УФАС приходит к выводу, что применение данного нормативного документа возможно по аналогии, в том числе в отношении составления технической документации в документации о закупке.
Описание в документации о закупке требований к значениям показателей прописью увеличивает объем документации о закупке, а также повышает вероятность допуска участником закупки ошибки при заполнении первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров с использованием латинских букв при написании слов на русском языке, что не позволяет осуществлять поиск произвольного фрагмента текста.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Приложение N 2 к Техническому заданию опубликовано Заказчиком на официальной сайте единой информационной системы в формате (*docx).
Например, согласно пп. 34 п. 4 Приложения N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товарам: "Сеть ноутбука с пропускной способностью нe меньше ста мегабит в секунду.".
Комиссия УФАС установила, что частица "не" в требованиях к значению показателя содержит букву "е" латинского алфавита.
Таким образом, при осуществлении поиска в документации о закупке слов "не меньше" данные слова не определяются программой чтения текста документа:
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе в части установления требований к конкретным показателям товаров с использованием латинских букв при написании слов на русском языке.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интеграл Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2017 г. N 44-2402/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017