Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2017 г. N 44-2420/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14054-ЭП/17 от 07.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку форм медицинской документации для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 86" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200127617000064. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 452 219,10 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, в части утверждения аукционной документации не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к товарам, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Требования к товарам, которые необходимы к поставке, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к товарам, являющимся объектом закупки" к Техническому заданию документации об аукционе.
Например, к товару по позиции 32 Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "требования к бумаге: тип бумаги типографская, масса бумаги площадью 1м2, г 80, с учетом диапазона предельных отклонений, г не шире -2,5+2,5, плотность диапазон, г/см3 не шире 0,75
1,05, белизна диапазон, % не шире 78
82, гладкость диапазон, c не шире 30
500, оптически отбеливающее вещество отсутствует, сорность (число соринок на 1-м
) площадью: от 0,1 до 0,5 мм2, не более 80, св. 0,5 мм2 не допускаются, тип отделки любой, нормативный документ ГОСТ 9095-89, марка переплетного материала ПМБ-1 или ПМБ-2, масса 1 м2, г 150-220, разрушающее усилие, даН не менее 7, жесткость в продольном направлении, сН 10-28, жесткость в поперечном направлении, сН 6-15, устойчивость к изгибу, число двойных перегибов не менее 300, устойчивость к истиранию, цикл не менее 300, слипание, кПа не более 40".
К товару по позиции 4 "Справка-донор" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Тип бумаги типографская, масса бумаги площадью 1м2, г 48, с учетом диапазона предельных отклонений, г не шире -2+2, белизна диапазон, % не шире 78
88, гладкость диапазон, c не шире 100
500, оптически отбеливающее вещество допускается, сорность (число соринок на 1-м
) площадью: от 0,1 до 0,5 мм2, не более 80, св. 0,5 мм2 не допускаются, тип отделки каландрированная/высококаландрированная, нормативный документ ГОСТ 9095-89".
Предметом закупки является поставка готовой типографской продукции, в свою очередь ГОСТ 9095-89 "Бумага для печати типографская. Технические условия" распространяется на бумагу, предназначенную для печатания текстовых и иллюстрационно-текстовых изданий способов высокой печати. Стандарт устанавливает требования к типографской бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.
Пунктом 1.3.1 вышеуказанного государственного стандарта установлено, что по показателям качества типографская бумага должна соответствовать нормам, указанным в таблице 1.
Таблица 1 регламентирует нормы бумаги по показателям "масса бумаги площадью 1м2", "белизна", "гладкость", "сорность (число соринок на 1-м)", а также содержит нормативные ссылки на методы испытаний для определения данных показателей установленным нормативам.
Так, например, значение показателя "масса бумаги площадью 1м2" определяется путем проведения испытаний по ГОСТ 13199-88 "Полуфабрикаты волокнистые, бумага и картон. Метод определения массы продукции площадью 1 кв.м" значение показателя "сорность (число соринок на 1-м)" определяется по ГОСТ 13525.4-68 "Бумага и картон. Метод определения сорности" и т.д.
Указанные государственные стандарты описывают процесс подготовки и проведения испытаний по определению значений характеристик, следовательно, конкретные значения данных показателей возможно определить только путем проведения испытаний на определенные партии товара.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 ГОСТ 9095-89 определение партии, объем выборок - по ГОСТ 8047. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 8047-2001 "Бумага и картон. Отбор проб для определения среднего качества" настоящий стандарт устанавливает методы отбора проб от партии бумаги или картона, или изделий из них, включая тарный, плоский склеенный и гофрированный картон, для определения соответствия среднего качества продукции установленным требованиям. Для отдельных испытаний, требующих использования специальных методов отбора проб, следует применять стандарты на соответствующие методы испытаний.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 8047-2001 партия - определенное количество бумаги или картона, или готовых изделий из них с одинаковыми характеристиками качества, полученное в условиях, которые можно считать идентичными, и предъявляемое для отбора проб.
Партия сопровождается документом о качестве, который должен содержать следующие данные:
- наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак (при наличии), наименование страны-изготовителя;
- наименование продукции, марку (товарную марку), сорт, обозначение нормативного документа, по которому изготавливается продукция;
- массу продукции в партии, нетто;
- дату изготовления;
- результаты проведенных испытаний или подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов (НД);
- дополнительную информацию, если это необходимо.
Таким образом, показатели, требования к которым установлены Заказчиком в документации о закупке определяются для каждой партии товара. Следовательно, для предоставления достоверных показателей в первой части заявки участник закупки обязан закупить партию товара.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Канцтовары" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2017 г. N 44-2420/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017