Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2017 г. N 44-2410/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГКУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Союзстрой" (далее - заявитель): по доверенности;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 13918/17 от 06.06.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на проведение работ по реставрации и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия "Дом жилой Серова (1874 г)" (Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, д. Дудниково) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.04.2017 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0345100000917000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 45 352 000,00 руб.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика в части необоснованного присвоения высокой оценки в баллах заявке ООО "Миро Групп".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, ООО "Миро Групп" в качестве подтверждения квалификации по критерию "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" не представило документы о прохождении аттестации (копии писем-уведомлений Министерства культуры в адрес аттестованных специалистов) сотрудников, согласно требованиям Приложения N 1 к Части II документации о закупке.
Вместе с тем, как установлено в ходе анализа заявки ООО "Миро Групп" в ходе заседания Комиссии УФАС, ООО "Миро Групп" представлены сведения о четырех квалифицированных сотрудниках, что подтверждается соответствующими копиями писем Министерства культуры.
Таким образом, данный довод жалобы признается необоснованным.
2. Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, ООО "Миро Групп" присвоена ненадлежащая оценка по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "деловая репутация", в связи с наличием судебных разбирательств.
Согласно п. 2.2. Раздела 2 Приложения N 1 к Части II документации о закупке, критерий "Квалификация участника закупки" выражен в форме показателя "Деловая репутация" представленного следующим образом:
"Отсутствие в течение последних 3 (трех) лет до даты окончания срока подачи заявок случаев судебных разбирательств с участником конкурса в качестве ответчика в связи с существенными нарушениями контракта, исковые требования по которым были удовлетворены решением суда, вступившим в законную силу, и/или случаев расторжения с участником конкурса в одностороннем порядке контракта в связи с существенными нарушениями его условий по вине участника конкурса" - для получения максимального балла по критерию.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в наличии у ООО "Миро Групп" имеется три судебных разбирательства, однако дела А41-83065/16 и А56-20363/2014 не являются спорами, вытекающими из нарушений контракта (споры о задолженности по оплате работ по договору подряда), в деле А05-8211/2015 ООО "Миро Групп" выступило в качеств истца.
Следовательно, данный довод жалобы признается необоснованным.
3. Согласно ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заявке Заявителя присвоена ненадлежащая оценка по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" представлен в составе документации следующим образом:
"Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам работ, указанным в приложении N1 к настоящей документации и описанию по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов" - для получения максимального балла.
Так же, как установлено в ходе заседания Комиссии УФАС согласно пояснениям представителей Заказчика, Заявителем представлено предложение о качественных характеристиках объекта закупки, содержащее описание по всем видам работ, указанным в Приложении N 1 к документации о закупке, однако технология производства работ, предложенная участником, не соответствует Конкурсной документации.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В ходе заседания Комиссии УФАС Заявителем не представлены документы и доказательства, подтверждающие соответствие технологии выполнения работ требованиям документации о закупке, в связи с чем, в действиях конкурсной комиссии Заказчика не установлено нарушение ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба признается необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком, в пп. 2.2.1 и Таблице 1 п. 2.2. Раздела 2 Приложения N 1 к Части II критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" представлен следующим образом:
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам работ, указанным в приложении N1 к настоящей документации и описанию по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" по форме N6, составленная на основе технического задания, конкурсной документации со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) выполняемых работ, исчерпывающий перечень которых указан приложении N1 к настоящей документации, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме 2 по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N1 к настоящей документации.
Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов3 по всем видам работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N1 к настоящей документации, предлагаемые участником в составе заявке, не должны противоречить документации о проведении конкурса с ограниченным участием.
При формировании Предложения о качестве участник закупки должен не повторить требования документации о проведении конкурса с ограниченным участием со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью документации о проведении конкурса с ограниченным участием, а раскрыть данные требования и технологические решения с учетом имеющихся у участника таких конкурентных качеств как технология производства работ, технические возможности, имеющиеся трудовые ресурсы, наличие оборудования и машин, возможности использования данных оборудования и машин, трудовых ресурсов.
Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N1 к настоящей документации, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов соответствует документации о проведении конкурса с ограниченным участием".
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации заявкам участников конкурса присваивается максимальный балл при наибольшей детализации и проработанности порядка оказания услуг, организационно-технических предложений, в т.ч. полноты учета требований, их детализации и содержательной проработанности предложения, описывающую концепцию производства работ, включающую свое предложение о качестве оказываемых услуг, в которой излагается свое видение оказания требуемых услуг, их содержание, объемы и виды, дающую развернутое, детальное предложение о способах решения поставленных задач, указанных в Техническом задании.
Порядок оценки по указанному критерию является субъективным, что приводит к злоупотреблению при оценке заявок, поскольку в конкурсной документация однозначно не указано, что должно содержаться в предложении участника закупки, чтобы получить максимальный балл, насколько стоит детализировать в заявке описание организационно-технических предложений, чтобы считать данное описание улучшенным предложением, что считать улучшенным предложением в целом, каким образом сравниваются два улучшенных предложения и т.д.
Кроме того, разные организационно-технические предложения, могут быть оценены разными соответствующими профильными специалистами не одинаково, что также усиливает фактор субъективизма при оценке заявок. Данная позиция подтверждается, в том числе, по результатам анализа заявки Заявителя и протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке. Согласно данному протоколу, по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заявителю присвоено не максимальное количество баллов по причине применения "несоответствующих технологий", которые "могут повлечь утрату памятника", однако документация о закупке не описывает градацию оценки, в том числе, применяемых технологий.
На основании изложенного Санкт-Петербургское УФАС России приходит к выводу, что в действиях должностного лица Заказника усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Союзстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2017 г. N 44-2410/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017