Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июня 2017 г. N рз-974-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия заказчика;
от уполномоченного органа - Сиделев А.В.,
от ООО "Югстрой М"- Игнатов С.Н., Саркисов А.Г., Мегрябян К.А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Югстрой М", на действия заказчика - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300045717000063 "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в Минераловодском городском округе в 2017 году (II этап)".
По мнению заявителя жалобы, заявка ООО "Югстрой М" отклонена незаконно.
Представители заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ - Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявка ООО "Югстрой М" была отклонена по следующим основаниям: п.2 ч. 4. ст.67 ФЗ N 44: несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требованиям документации электронного аукциона:
предлагаемые к использованию при выполнению работ "Асфальтобетонные смеси дорожные, марка II, тип Б, МБ-2 ГОСТ 9128-2013" не соответствуют требованиям документации характеристики наибольшего размера минеральных зерен. Указанное участником закупки значение для данного показателя равное "19,99 мм" противоречит требованиям ГОСТ 9128-2013, соответствие которому заявлено участником в заявке.п. 4.1.20 ГОСТ 9128-2013 указано, что "Щебень из плотных горных пород входящий в состав смесей должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267". Так же в п.4.1.20 ГОСТ 9128-2013 указаны фракции щебня которые следует применять для приготовления смесей. При этом в соответствии с нормами ГОСТ, при изготовлении мелкозернистых смесей могут применяться фракции от 5 до 10 мм, свыше 10 до 15 мм, свыше 10 до 20 мм, свыше 15 до 20 мм, а как же смеси указанных фракций. Учитывая определение смеси асфальтобетонной указанное в ГОСТ 9128-2013, наибольший размер минеральных зерен в соответствии с названными ГОСТ равен верхней границе той фракции щебня, которая применяется в смеси. В противном случае применяемая минеральная составляющая не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93, а сама смесь не соответствует соответственно ГОСТ 9128-2013. Несмотря на это, в заявке участником закупки заявлено, что применяемый в составе смеси щебень из плотных горных пород соответствует требованиям ГОСТ 8267-93. Учитывая вышеизложенное, комиссия делает вывод, что указанный в заявке участника щебень так же не соответствует требованиям ГОСТ 8267-93.Таким образом, предлагаемая к использованию смесь не соответствует требованиям действующих технических стандартов и установленным на их основе требованиям документации аукциона. Так же отметим что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Участник закупки при указании конкретных значений показателей должен учитывать, что минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться могут быть взаимосвязаны друг с другом исходя из их физического смысла".
Указание комиссии на то что "наибольший размер минеральных зерен в соответствии с названными ГОСТ равен верхней границе той фракции щебня, которая применяется в смеси" является ошибочном и не соответствует требованиям ГОСТ 9128-2013 а так же требованиям ГОСТ 8267-93. Пункт 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 указывает: Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
- крупнозернистые |
с |
размером |
зерен |
до |
40 |
мм; |
- мелкозернистые |
с |
размером |
зерен |
до |
20 |
мм; |
- песчанные |
с |
размером |
зерен |
до |
10 |
мм; |
В тексте ГОСТ 9128-2013 отсутствует указание на то что, наибольший размер минеральных зерен должен быть равен верхней границе той фракции щебня, которая применяется в смеси, так как это утверждение будет противоречить требованиям установленным в данном ГОСТ в пункте 4.1.8 "Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать установленным в таблице 2 для нижних слоев покрытий и оснований и в таблице 3 - для верхних слоев покрытий" В таблице N3 ГОСТ 9128-2013 устанавливает требования для смеси типа Б что бы сквозь сито с диаметром отверстий (или щелей) 15 мм проходило 80 - 100% по массе минеральной части смесей. Таким образом данный ГОСТ допускает остаток на указанном сите равный 0. Если остаток на данном сите допускается равным нулю, это означает что, нет зёрен более 15 мм и ГОСТ 9128-2013 это допускает.
В требованиях ГОСТ 8267-93, так же нет указания на то что "наибольший размер минеральных зерен должен быть равен верхней границе той фракции щебня, которая применяется в смеси" В пункте 4.2.2 данного ГОСТ указывается что: Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен
Таблица 1
Диаметр отверстий контрольных сит, мм |
d |
0,5 (d + D) |
D |
1,25D |
Полные остатки на ситах, % по массе |
От 90 до 100 |
От 30 до 60 |
До 10 |
До 0,5 |
Примечания 1 Для щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм (1, 25); полный остаток на которых должен быть от 95 до 100 %. 2 По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготавливать щебень и гравий с полным остатком на сите 0,5 (d + D) от 30 до 80% по массе. |
Согласно требованиям данной таблице, полный остаток на контрольном сите, в % по массе с диаметром отверстий контрольных сит, мм, равному D где размер D указывается исходя из указанной фракции, должен быть до 10% по массе. То есть ГОСТ 8267-93, допускает что остаток на контрольном сите может быть равен 0, что означает отсутствие зёрен с наибольшим номинальным размером равным D. ГОСТ 8267-93 указывает что определение зернового состава щебня (гравия) проводят по ГОСТ 8269.0-97. В требованиях ГОСТ 8269.0-97, так же нет указания на то что "наибольший размер минеральных зерен должен быть равен верхней границе той фракции щебня, которая применяется в смеси" В требованиях ГОСТ 8269.0-97 есть лишь указание на применение сит и проволочных круглых калибров с отверстиями, соответствующими номинальным размерам зерен данной фракции: 1,25Д; Д, 0,5(Д+d), d, а также 2,5 и 1,25 мм.
В ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 8269.0-97 есть требования к диаметрам контрольных сит что бы они соответствовали d, 0,5 (d + D), D, где d должно быть равно (применительно к указанной нами фракции используемого щебня, св10 до 20 мм) 10 мм, а D должно быть равно 20 мм. Обращаем внимание на то что требования к диаметру контрольного сита равному D, не является требованием или указанием что наибольший размер минеральных зерен так же должен быть равен D, то есть верхней границе той фракции щебня, которая применяется в смеси, как это указывает комиссия.
В заявленной нами фракции щебня св 10 до 20 мм, остатка на контрольном сите с диаметром отверстий равному 20 мм, нет. Кроме этого обращаем внимание на то что требование заказчика было следующее "Наибольший размер минеральных зерен не должен превышать 20 мм" В ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 8269.0-97 указывается d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен. То есть заказчик в требовании не указывает что требуется наибольший номинальный размер зёрен. Наибольший размер минеральных зерен и наибольший номинальный размер минеральных зёрен это разные определения! Таким образом заказчик в своих требованиях не указал что максимальный размер минеральных зёрен необходимо указывать номинальный. В требовании пункта 4.1.3 ГОСТ 9128-2013 указывается: Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
- мелкозернистые |
с |
размером |
зерен |
до |
20 |
мм; |
Таким образом, ГОСТ 9128-2013 требует, что бы наибольший размер минеральных зерен в асфальтобетонной смеси был до 20 мм, причём 20 мм в заданный ГОСТ диапазон не входит, так как в случае вхождения наибольшего размера минерального зерна равным 20 мм, в ГОСТ 9128-2013 указывалось бы требование: не более 20 мм, которое включает в себя и значение 20 мм.
На основании вышеизложенного, заявка ООО "Югстрой М" была отклонена незаконно.
Таким образом, в действиях заказчика - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК установлены нарушения ст. 67 Закона N44-ФЗ.
Кроме того, в ходе проведенной внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, сведения о химическом составе товара и показатели результатов испытания таких товаров.
В позиции "Смесь асфальтобетонная" указано:
- наибольший размер минеральных зерен не должен превышать 20 мм
В позиции "Битумы нефтяные дорожные марки БНД 60/90, БНД 90/130" указано:
- глубина проникновения иглы 0,1 мм
- температура размягчения по кольцу и шару
В позиции "Смесь песчано-гравийная природная" указано:
- содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси и т.д.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК установлены нарушения требований ст. 67; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Югстрой М", на действия заказчика - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300045717000063 "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в Минераловодском городском округе в 2017 году (II этап)" - частично-обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК не соответствующими требованиям ст. 67; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
Б.Ш. Карпель
ПРЕДПИСАНИЕ N 399
по делу N РЗ-974-2017 о нарушении законодательства о закупках
02.06.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
На основании своего Решения от 02.06.2017 года по делу N РЗ-974-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Югстрой М", на действия заказчика - Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300045717000063 "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в Минераловодском городском округе в 2017 году (II этап)", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК, устранить нарушения требований ст. 67; пп. 1,2 ч. 1 ст. 33; ч. 6 ст. 66 Закона N44- ФЗ, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме N 0121300045717000063 "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в Минераловодском городском округе в 2017 году (II этап)" - привести в соответствие с требованиями Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0121300045717000063 "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в Минераловодском городском округе в 2017 году (II этап)", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - РТС-тендер:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчику - Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа и уполномоченного органа - Администрации Минераловодского района СК.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0121300045717000063 "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных жилых домов в Минераловодском городском округе в 2017 году (II этап)".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июня 2017 г. N рз-974-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017