Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 июня 2017 г. N А117-06/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - ГКУ "Управления капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317000981 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Притеречной участковой больницы Моздокского района" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
01 июня 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как в Техническом задании аукционной документации в таблице "Требования к техническим показателям" Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, в данных требованиях используются слова и знаки "от до
", "/", "\", "
", "
", ",", "...-
", "..ч ..", "
", "*", "+-", "не должен превышать", "не ниже", "не менее", "не более", требования к габаритным размерам вида "не более АхБхВ", применение и значение которых отсутствует в инструкции по заполнению заявки. Необходимость включения в состав документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе следует из п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Так,:
1) в пункте 23 Технического задания аукционной документации - Лифт пассажирский, указано: скорость движения кабины от 1 до 1,6 м/с. Отсутствие надлежаще оформленной инструкции по заполнению заявки не позволяет участникам закупки описать требование к данному материалу в характеристике скорости движения кабины лифта. В инструкции по заполнению заявки нет описания, каким образом участникам закупки необходимо поступать с диапазонными значениями типа "от_до_": указать конкретное значение показателя или оставить диапазон значений. К тому же отсутствует указание на включение или не включение крайних значений в диапазоны такого типа;
2) в пункте 35 Технического задания аукционной документации - Выключатели автоматические ВА47-29 3Р 40А, (32А), указано: наличие драгоценных металлов (серебро), г/полюс 0,30,5. Отсутствие надлежаще оформленной инструкции по заполнению заявки не позволяет участникам закупки описать требование к данному материалу в характеристике наличия драгоценных металлов. Так как не ясно, какое значение вкладывает в знак "
" заказчик. Не представляется возможным, самостоятельно определить, нужно ли участникам закупки оставить данный диапазон в редакции заказчика, или это будет считаться неконкретным показателем, и приведет к отклонению заявки;
3) в пункте 43 Технического задания аукционной документации - Шкаф металлический навесной ШРП-150-2-М, указано: габариты ШхВхГ, мм Не более 600х490х220. Отсутствие надлежаще оформленной инструкции по заполнению заявки не позволяет участникам закупки описать требование к данному материалу в характеристике габаритов. Так как не ясно, как трактовать диапазоны типа "не более AхБхВ". Самостоятельно определить, относится ли "не более" только к первому числовому значению А или ко всем трем сразу (и А, и Б, и В);
4) в пункте 20 Технического задания аукционной документации - Умывальники, указано: Умывальники керамические: фарфоровые, полуфарфоровые. Отсутствие надлежаще оформленной инструкции по заполнению заявки не позволяет участникам закупки описать требование к данному материалу в характеристике материала. Так как не ясно, как трактовать знак "," - как союз "и" или как союз "или", также не ясно, какое значение в данном случае имеет знак двоеточие. Из формулировки "Умывальники керамические: фарфоровые, полуфарфоровые" не ясно, какой(ие) тип(ы) умывальников необходимы Заказчику: оба (и фарфоровые, и полуфарфоровые) или только один (или фарфоровые, или полуфарфоровые);
5) в пункте 24 Технического задания аукционной документации - Бетон тяжелый, указано: Допустимое отклонение заданных значений показателей удобоукладываемости бетонной смеси (по осадке конуса), см* Не более 2. В инструкции по заполнению заявки нет описания, каким образом участникам закупки необходимо поступать с диапазонными значениями, содержащими знак "
": указать конкретное значение показателя или можно оставить диапазон значений в неизменном виде. Также не ясно, какое значение в данном случае имеет знак "*";
6) в пункте 35 Технического задания аукционной документации - Оконные блоки, указано: требования к остеклению Для остекления изделий применяют стеклопакеты по ГОСТ 24866-2014: 4M1-Kr10-4M1-Kr10-И4 или 4M1-Ar10-4M1-Ar10-И4. Заполнение камер стеклопакета осушенным воздухом допускается.
Согласно п. 4.2. ГОСТ 24866-2014 "Стеклопакеты клееные. Технические условия" камеры стеклопакетов могут быть заполнены:
- осушенным воздухом;
- инертным газом или их смесью (аргон Аr, криптон Кr и др.);
- другими газами по согласованию изготовителя и потребителя при выполнении требований настоящего стандарта к характеристикам стеклопакетов.
Согласно п. 4.14. ГОСТ 24866-2014 "Стеклопакеты клееные. Технические условия" условное обозначение стеклопакета должно состоять: из обозначения типа (СПО, СПД), характеристики применяемого стекла (вид стекла и его номинальная толщина), номинальной ширины дистанционной рамки, вида газонаполнения межстекольного пространства и обозначения настоящего стандарта. Исходя из примеров условных обозначений, представленных в ГОСТ 24866-2014 "Стеклопакеты клееные. Технические условия", можно определить, что Заказчику требуется стеклопакет двухкамерный: или состоящий из 2 стекол марки М1 толщиной 4 мм и 1стекла марки И4 толщиной 4 мм, ширина дистанционных рамок по 10 мм, межстекольное пространство заполнено криптоном Kr (4M1-Kr10-4M1-Kr10-И4), или состоящий из 2 стекол марки М1 толщиной 4 мм и 1стекла марки И4 толщиной 4 мм, ширина дистанционных рамок по 10 мм, межстекольное пространство заполнено аргоном Аr (4M1-Ar10-4M1-Ar10-И4).
Заявитель считает, что установление заведомо не относящегося требования "заполнение камер стеклопакета осушенным воздухом -допускается" для стеклопакетов 4M1-Kr10-4M1-Kr10-И4 или 4M1-Ar10-4M1-Ar10-И4, вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения по данному показателю, которые будут расценены как допускающие двусмысленные (неоднозначные) толкования;
7) в пункте 40 Технического задания аукционной документации - Выключатели автоматические ВА47-29 3Р 40А, (32А), указано: число полюсов 1-4. Если в наименовании оборудования "3Р" - это число полюсов, значит, Заказчиком в наименовании оборудования уже указано конкретное значение данного показателя, и установление диапазонного значения числа полюсов "1-4" вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке значение, противоречащее требованиям аукционной документации. Если же "3Р" это значения какого-то другого показателя выключателя, то тогда не понятно, какого именно;
8) в пункте 34 Технического задания аукционной документации - Плитки керамические для полов, указано: Предельное отклонение длины плиток от номинальной Не более 1,5. Предельное отклонение ширины плиток от номинальной не более
1,5. Данные требования к показателям предельного отклонения длины плиток от номинальной и предельного отклонения ширины плиток от номинальной не позволяют определить, какие значения по данным показателям необходимо указать участникам закупки в своей заявке, так как у данных показателей не указаны единицы измерения.
В инструкции по заполнению заявки отсутствует указание, каким образом необходимо поступать потенциальным участникам закупки при отсутствии единиц измерения показателей материалов.
Самостоятельно определить, какие именно единицы измерения имеет в виду Заказчик (мм, %, или какие-либо другие), не представляется возможным. Соответственно, данные требования вводят в заблуждение участников закупки и могут привести к отклонению Заказчиком заявки потенциального участника закупки.
ГКУ "УКС РСО-Алания" в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу не обоснованной. Как указано в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации в отношении аукциона. Заявитель правом запроса не воспользовался.
Заказчик считает, что в любом техническом задании могут возникнуть у участника вопросы, и у каждого участника есть возможность воспользоваться запросом о разъяснении положений аукционной документации.
Кроме того, указал, что Аукционная документация не нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 мая 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) разместило извещение N0310200000317000981 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Реконструкция Притеречной участковой больницы Моздокского района" (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 16.05.2017 г. ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации.
Так, согласно Техническому заданию, работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНип и другими нормативными документами. Согласно пункту 2 Технического задания, используемые материалы должны соответствовать ГОСТам и ТУ.
При этом, при описании характеристик товаров, в Техническом задании Аукционной документации используются общеизвестные и стандартные единицы измерения и знаки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 6.3 Аукционной документации указана инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, которая соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, Аукционная документация не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Анализ Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента НМЦК.
Так, согласно Извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации, участниками Аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Однако, в Извещении о проведении Аукциона и пункте 18 Информационной карты Аукционной документацией, в нарушении части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, установлено обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере 4% от НМЦК.
То есть, пункт 18 Информационной карты Аукционной документации и Извещение о проведении Аукциона не соответствуют требованиям части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать необоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000317000981 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Притеречной участковой больницы Моздокского района".
2. Признать ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. Выдать ГКУ "УКС РСО-Алания" и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА117-06/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц ГКУ "УКС РСО-Алания", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 июня 2017 г. N А117-06/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017