Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 июня 2017 г. N А118-06/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Перспектива" на действия государственного заказчика - ГКУ "Управления капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317000981 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Притеречной участковой больницы Моздокского района РСО-Алания" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1 июня 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В жалобе указал, что:
1. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг. При этом, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. При этом, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к Участникам закупок дополнительные требования. При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие Участников закупок таким требованиям. Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Согласно Постановлению N99, дополнительные требования к Участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены в приложении N1 к указанному Постановлению.
Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N1 к постановлению N99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения, как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.
Таким образом, Постановлением установлено, что осуществление закупки работ строительных, а именно "Выполнение работ строительных, включенных в коды 41, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей" необходимо руководствоваться следующим. Дополнительным требованием к Участникам закупки работ строительных, является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию Участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N99).
Заявка на участие в закупке, может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.
Однако, обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является условием допуска к участию в соответствующей закупке.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N1 к постановлению N99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
- участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
- участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
При этом Заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, должен устанавливать в Извещении о проведении закупки, Документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N1 к постановлению N99.
В нарушении изложенных норм Заказчик в Информационной карте не указывает, по какой именно группе работ из двух вышеперечисленных следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик некорректно устанавливает дополнительные требования к Участникам закупки, нарушая положения статьи 31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N 99 от 14 февраля 2015 года.
2. В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
В извещении о проведении аукциона установлены ограничения для участников в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в закупке могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации. Следовательно, в данном случае размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.
Однако в нарушение части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 18 информационной карты установлено обеспечение заявки в размере 4% от НМЦК.
ГКУ "УКС РСО-Алания" считает, что жалоба является частично обоснованной, по нижеследующими основаниям:
1. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99 в отношении дополнительного требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ к слову "соответствующих" дано примечание о том, что соответствующими признаются любые работы, выполненные в рамках одной группы. Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 выделено две такие группы:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Следовательно, Заказчиком было установлено требование о наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт. Таким образом, установленные дополнительные требования к участникам закупки сформулированы с учетом Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N99.
2. При составлении информационной карты Аукционной документации с указанием размера обеспечения заявки произошла техническая ошибка и в дальнейшем были внесены изменения в план-график с указанием обеспечения заявки 2% от НМКЦ.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 мая 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управление РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд разместило извещение N0310200000317000981 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту "Реконструкция Притеречной участковой больницы Моздокского района" (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 16.05.2017 г. ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N99).
При этом, Постановлением N99 установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, документация о закупке должна содержать дополнительные требования к участникам закупки, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также, согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N99 установлено требование о наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно Извещению о проведении Аукциона и пункту 24 Информационной карты Аукционной документации при проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам Аукциона, предусмотренные Постановлением N99, в частности наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке работ относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В силу вышеизложенного, учитывая, что предметом Аукциона является реконструкция здания больницы, то есть объекта капитального строительства, очевидно, что у участника Аукциона должен быть опыт исполнения контракта на выполнение именно работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, являющихся объектами капитального строительства.
То есть, Извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация соответствуют требованиям части 5 статьи 31 и части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента НМЦК.
Так, согласно Извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации, участниками Аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Однако, в Извещении о проведении Аукциона и пункте 18 Информационной карты Аукционной документацией, в нарушении части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, установлено обеспечение заявки на участие в Аукционе в размере 4% от НМЦК.
То есть, пункт 18 Информационной карты Аукционной документации и Извещение о проведении Аукциона не соответствуют требованиям части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "Перспектива" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000317000981 на выполнение работ по объекту "Реконструкция Притеречной участковой больницы Моздокского района".
2. Признать ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования части 15 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении Аукциона.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА117-06/17 ГКУ "УКС РСО-Алания" уже выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона NN0310200000317000981, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 8 июня 2017 г. N А118-06/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017