Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2017 г. N 2-57-6159/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы": Е.С. Захаровой, а также представителя ООО "Рельеф": А.А. Аферова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по капитальному ремонту помещений центральной библиотеки N 224 им. Ф.В. Гладкова (ранее N271) ЦБС по адресу: б-р Яна Райниса, д.1 (Закупка N 0373200138217000012) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/26690/17 от 31.05.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком противоречивых условий сроках оплаты работы, а именно, согласно п.2проекта государственного контракта: "Оплата части выполненной Работы (ее результатов) осуществляется ежемесячно в пределах, доведённых до Государственного заказчика соответствующих лимитов бюджетных обязательств и предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи годового размера оплаты, на основании Акта выполненных работ за период (Приложение N 2) [последнего периода - на основании Акта завершения работ (Приложение N 3)] и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты представления Подрядчиком Государственному заказчику Счёта на оплату Блок "и Счёта-фактуры", при этом в п.9.4 Технического задания установлено следующее: "Заказчик оплачивает работы Подрядчика в следующем порядке: Выплата Подрядчику аванса не производится. Оплата работ производится путем перечисления средств на расчетный счет Подрядчика, при наличии Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, и подписанного Сторонами Акта сдачи-приемки работ. Оплата производится путем перечисления соответствующих сумм на банковский счет Подрядчика, в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня выставления Подрядчиком счета и счета-фактуры".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводами жалобы Заявителя относительно срока оплаты работ, а также пояснили, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в аукционной документации неправомерно установлен срок оплаты работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно установлены неправомерные требования к следующим товарам: п.5 "Материал рулонный тип 3", п.12 "Герметик", п.66 "Смеси сухие фуговочные", п.67 "Сталь листовая тип 2", п.68 "Сталь листовая тип 3", п.69 "Кабели силовые тип 1", п.73 "Краска масляная тип 3", п.78 "Лента уплотнительная", п.83 "Клей - мастика" ", п.86 "Краска масляная тип 2", п.90 "Мастика герметирующая тип 2", п.104 "Смеси сухие для облицовки стен и полов тип 1", п.111 "Материал рулонный тип 1", п.114 "Блоки оконные", п.116 "Грунтовка фенольная", п.117 "Фанера", п.132 "Сталь листовая тип 1", п.135 "Блоки дверные металлические", п.136 "Материал рулонный тип 4", п.141 "Доски хвойных пород тип 1", п.150 "Смеси бетонные тип 2", п.158 "Маты минераловатные", п.169 "Материал рулонный тип 2", п.170 "смеси бетонные тип 4", п.183 "Блоки дверные внутренние тип 1", п.186 "Блоки оконные тип 1", п.193 "Эмаль тип 2", п.194 "Смеси сухие для облицовки стен и полов тип 2", п.197 "Бруски тип 1", п.227 "Смеси бетонные тип 6", п.234 "Смеси бетонные тип 3", п.243 "Краска масляная тип 4", п.261 "Картон", п.262 "Шнур", п.274 "Краски водно - дисперсионные", п.279 "Бруски тип 5", п.283 "Доски хвойных пород тип 2", п.288 "Блоки дверные внутренние тип 2", п.296 "Пленка полиэтиленовая", п.299 "Смеси бетонные тип 7", п.311 "наличник", п.315 "Клей универсальный", п.321 "Клей ПВА", п. 323 "Дисперсия", п.334 "Рукава пожарные", что согласно доводам жалобы является неправомерным, поскольку, достоверные конкретные значения по установленным аукционной документации вышеуказанным характеристикам товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, так как, конкретные значения возможно установить исключительно после проведения испытаний определенной партии товара, после его производства, кроме того, конкретные значения по установленным характеристикам не указываются производителями в открытом доступе, а также на упаковках товаров, а также закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Так, например, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в первых частях заявок конкретного значения расхода краски на однослойное покрытие и количества уайт-спирита для разбавления при загустевании краски товара "Краска масляная", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу Приложения 1 (Обязательное) ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" Расход краски на однослойные покрытия 55-240 г/м2 в зависимости от цвета, а согласно п.1 Примечания к Таблице 2 указанного стандарта при загустевании красок допускается разбавление их уайт-спиритом (нефрасом С4-155/200) в количестве не более 5%, после чего вязкость красок должна соответствовать п.4 Таблицы 2. При этом, такой параметр как "вязкость" установлен в зависимости от марки и цвета краски, а такой параметр как "расход краски на однослойное покрытие" установлен в зависимости от цвета краски. Таким образом, при указании участником закупки марки и цвета краски, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 10503-71, Заказчику заведомо известны показатели характеристик расхода краски на однослойное покрытие и количества уайт-спирита для разбавления при загустевании краски товара "Краска масляная" и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанному параметру носит необъективный характер. Кроме того, в подтверждение необъективного формирования требований к товарам Заказчиком установлено следующее положение инструкции: "В случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, либо если конкретное значение становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, допускается указать диапазон значений, в том числе без верхней или нижней границы не противоречащий требованиям аукционной документации, вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, например: требуется "<5" допускается указать "<5", что также свидетельствует об установлении Заказчиком в технической части аукционной документации неправомерных требований о предоставлении в первых частях заявок избыточных сведений о предлагаемых к использованию при выполнении работ товарах.
В составе жалобы Заявитель также указывает на установление в технической части аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а также не позволяют определить потребность Заказчика, а именно:
· п.21 "Бруски тип 2": Ширина не более 88 мм; Толщина номинальная 40; 44 мм, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, в ГОСТ 24454 "ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ХВОЙНЫХ ПОРОД. Размеры", значения ширины имеют конкретные значения и зависят от толщины, однако аукционная документация позволяет указать противоречащие ГОСТ 24454 значения, а также по п.154 "Провода силовые тип 1": Частота до 400 * Гц; Номинальное напряжение до 450 * В, что также является неправомерным поскольку, в силу ГОСТ 26445 "ПРОВОДА СИЛОВЫЕ ИЗОЛИРОВАННЫЕ. Общие технические условия" значения частоты и номинального напряжения имеют конкретные значения, однако аукционная документация позволяет указать противоречащие ГОСТ 26445 значения.
· п.27 "Узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных труб тип 2" заказчиком установлены следующие требования: Вид резьбы на трубах: длинная; короткая; Дефекты резьбы труб: резьба без рванин и заусенцев; Дефекты на поверхности оцинкованных труб: не допускается пузырчатость и посторонние включения [гартцинк, окислы, спекшаяся шихта], отслаивание покрытия от основного металла, при этом, в отношении показателя "Тип" установлено следующее: "Стальные оцинкованные сварные трубы с цилиндрической резьбой или без", таким образом, в аукционной документации установлены излишне детализированные требования к необязательным для Заказчика параметрам, поскольку, Заказчику не важно наличие или отсутствие резьбы на используемых при выполнении работ стальных оцинкованных сварных трубах.
· п.36 "Раствор": Марка по морозостойкости: от F10* до F35*; Марка по прочности на сжатие: М4 или М25, а также установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 28013 "РАСТВОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ. Общие технические условия", что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку, согласно п.4.11 ГОСТ 28013 для растворов марок по прочности на сжатие в том числе М4 марки по морозостойкости не назначают и не контролируют.
В составе жалобы Заявитель также указывает на то, что Заказчиком установлены нестандартные требования к товарам, а именно к товару п.154 "Провода силовые" установлены требования к таким параметрам как: "наружный диаметр провода" и " наружные диаметры токопроводящих жил проводов", а также к товару п. 215 "Керосин" установлено требование к показателю "Макра".
На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалобы на предмет установления в технической части аукционной документации требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, а именно, установлены требования следующим товарам: п.46 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 2", п.105 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 4", п.118 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 3", п.139 "Буры тип 2", п.160 "Патроны", п.291 "Сверло кольцевое с алмазным покрытием тип 1".
Согласно доводам жалобы в технической части аукционной документации формированы требования к товарам, таким образом, что препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно параметры товаров указаны с применением слова "допускается", а также установлены требования к товарам с одновременным использованием "или" и ",", однако в аукционной документации отсутствуют правила чтения слова "допускается", а также правила чтения требований к товарам в случае их формирования с одновременным использованием "или" и ",".
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с вышеуказанными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация составлена таким образом, что в нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе может вводить в заблуждение участников закупки, а также может повлечь ограничение участников закупки, поскольку требования, установлены таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 июня 2017 г. N 2-57-6159/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2017