Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2017 г. N 2-57-5999/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - начальника отдела обжалования государственных закупок,
а также Комиссии Управления в составе:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок,
Е.А. Дейнеги - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок,
при участии представителей ФГУП "РОСТЭК": М.Н. Плешковой, Е.В. Кондрашовой,
в отсутствие представителей ООО "АЭРОДОМ", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/26508/17 от 31.05.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АЭРОДОМ" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "РОСТЭК" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем здания по адресу: г. Москва, ул. Игральная, д.1 (Закупка N0573100016417000003) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/26508/17 от 31.05.2017.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Согласно Правил чтения символов, слов, союзов и знаков для 1) типа показателей "значение показателей которые не могут изменяться" Участник должен предложить товары (материалы и конструкции) соответствующие требованиям аукционной документации, сведения о конкретных показателях товаров, указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "эквивалент", "должен быть", "может быть", "допускается", "допустимых", "может", "и т.д", "и т.п", "требуется" и др.
При этом, заявитель указывает на то, что при изменении требований Заказчика в части удаления вышеуказанных словосочетаний, значения показателей, которые не могут изменяться априори перестают быть неизменяемыми. Кроме того, Заказчиком указано "требуется" и др.", что не позволяет участникам закупки определить какие именно слова и словосочетания не должны быть в первой части заявки и какие слова и словосочетания будут восприняты заказчиком как не конкретные.
Также Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены идентичные требования к товарам п.80 "Фильтр тип 7" и п.83 "Фильтр тип 10".
Кроме того, согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к таким товарам как:
- п.49 "Задвижка клиновая с выдвижным шпинделем фланцевая" - "Диаметр номинальный (DN) должен быть 50 мм, 80 мм, 100 мм", "Масса не более 50 кг".
Согласно Правил чтения символов, слов, союзов и знаков для 1) типа показателей, можно сделать вывод, что заказчику требуется задвижки с тремя разными номинальными диаметрами.
Одновременно, из правил чтения символов, слов, союзов и знаков для 2) типа показателей, следует, что "слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему".
При этом, в разъяснениях Заказчика от 24.05.2017 указано, что: "Так как в данном пункте Участником предоставляется 3 разных диаметра, то и по показателю масса участник предоставляет в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, но уже для каждого из диаметра", (т.е. сразу три показателя). При этом в инструкции не сказано, что при указании максимального и/или минимального значения показателя со словами "не более" участнику требуется указать сразу три значения соответствующих требованиям заказчика.
Аналогичное нарушение в пункте 27, товар "Провода".
- п.65 "Провода" - "Число жил может быть 3\5 шт."
Согласно Правил чтения символов, слов, союзов и знаков для 2) типа показателей "В случае указания значений через "запятую" или с союзом "и" и фразами: "может быть", "могут быть", "можно", "могут" участник должен предоставить один показатель, характеристику или значение".
При этом, Инструкция по заполнению заявки не содержит указаний на то, каким образом необходимо трактовать сочетание слова "может быть" и символа "\". Также в инструкции не указано как трактовать символ "\" в отдельности.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при формировании требований к товарам и положений Инструкции по заполнению первой части заявки.
2. По мнению Заявителя жалобы, Заказчиком установлены требования к показателям таких товаров как: Припои оловянно-свинцовые тип 1 ГОСТ 21931-76 ГОСТ 21930-76, Припои оловянно-свинцовые тип 2 ГОСТ 21931-76 ГОСТ 21930-76, Трубы электротехнические гофрированные, Труба тип 13, которые являются избыточными, так как не влияют на качество и результат оказываемых услуг, выполняемых работ. В частности, Заявитель указывает на то, что "необъяснимо, как припой, длина которого, например 200 мм будет хуже выполнять свои функции в отличие от припоя длиной 400 мм".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные характеристики товаров являются важными функциональными и качественными характеристиками товаров, используемых при оказании услуг, выполнении работ и установлены Заказчиком в соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что вышеуказанные характеристики товаров являются избыточными, а также документов, свидетельствующих о невозможности формирования заявки и об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что согласно Заказчиком даты разъяснения положений аукционной документации, изменяющей ее суть, так, в "Ответе на запрос 1", размещенном 23.05.2017, заказчик указывает следующее
Вопрос 5. В пункте 43 указан товар "Труба тип 13" с характеристикой "Длина трубы от 10 м". Просим пояснить, в случае возникновения необходимости замены трубы при исполнении контракта, и длинна заменяемой части будет, например, 2 метра, то участнику закупки все равно надо будет привезти на объект заказчика трубу от 10 метров? Какое значение имеет для заказчика длина трубы? |
Ответ 5: Первая часть заявки должна соответствовать требованиям аукционной документации. Все согласования и изменения будут учтены на этапе подписания контракта. |
На основании ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представитель Заказчика пояснил, что ответ на запрос был представлен в соответствии с положениями ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе, согласно которым, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Кроме того, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, указывающий на то каким образом вышеуказанные разъяснения положений аукционной документации изменяют ее суть, в частности, указания на конкретные положения документации, которые, по мнению Заявителя жалобы, суть которых была изменена.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЭРОДОМ" на действия ФГУП "РОСТЭК" обоснованной в части формирования неправомерных требований к товарам и положений Инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1-2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "СК Атюс" по делу N 2-57-5491/77-17 от 25.05.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия Управления в составе:
Председательствующий Е.А. Исаева
Начальник отдела проверок
государственных закупок С.С. Бугримова
Главный государственный инспектор
отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2017 г. N 2-57-5999/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017