Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июня 2017 г. N 2-57-6282/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего:
Е.А. Исаевой - начальника отдела обжалования государственных закупок,
а также Комиссии Управления в составе:
С.С. Бугримовой - начальника отдела проверок государственных закупок,
Е.А. Дейнеги - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок,
при участии представителей ФГУП "РосРАО": Г.Ш. Пичхадзе, А.В. Громова, В.С. Головинского,
в отсутствие представителей ООО "Билдинг", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/27345/17 от 05.06.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Билдинг" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "РосРАО" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ в рамках дальнейшей реализации проекта усовершенствования системы физической защиты ПХРО Свердловского отделения филиала "Уральский территориальный округ" ФГУП "РосРАО" (Закупка N0573100002517000105) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/27345/17 от 05.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в пункте 2.1.1. раздела 2 "Содержание заявки на участие в конкурсе, Инструкция по подготовке заявки на участие в конкурсе" подпункт 2 сказано следующее: "Участник конкурса подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается разделом 5 "Информационная карта" конкурсной документации). Заявка подается по фактическому адресу заказчика (Организатора закупки), указанному в разделе 5 "Информационная карта" Конкурсной документации и до истечения срока, который указан в извещении о проведении открытого конкурса. Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в Конкурсной документации информацию, а именно:
Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Предложение должно быть оформлено в соответствии с требованиями Конкурсной документации. Конкретные требования к составу предложения, прочей информации, а также к форме его представления содержаться в приложении 6.2.2. Конкурсной документации. При этом не допускается указание слов: "не более", "не менее", "_" и пр., за исключением случаев прямо предусмотренных разделом 8 "Техническая часть" Конкурсной документации. Кроме того при указании марки/модели и/или товарного знака (его словесного обозначения), предлагаемого к поставке товара (в том числе входящего в комплект поставки, или товара являющегося сопутствующим) не допускается использование слов "или эквивалент".
Предложение о выполнении работ/оказании услуг/поставке товара заполняется в соответствии с требованиями раздела 8 "Техническая часть" Конкурсной документации".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в Техническом задании конкурсной документации указано следующее:
"Техническое задание содержит сведения, содержащие информацию ограниченного распространения.
Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения регулируется Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности".
Дополнительно в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и на подведомственных предприятиях порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения устанавливает Положение о системе защиты служебной информации ограниченного распространения ("Для служебного пользования") в Госкорпорации "Росатом", утвержденного Приказом N1/1117-П от 17.11.2016".
При этом, Комиссией Управления установлено, что в соответствии с п.1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233, руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям.
Таким образом, Положение о системе защиты служебной информации ограниченного распространения ("Для служебного пользования") в Госкорпорации "Росатом", утвержденного Приказом N1/1117-П от 17.11.2016" принято на основании Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233.
На основании п.10.9 вышеуказанного Положения о системе защиты служебной информации ограниченного распространения к таким сведениям относят сведения, раскрывающие содержание технических заданий (частные технические решения), концептуальных проектов, проектной и конструкторской документации по совершенствованию систем физической защиты для защищенной зоны объекта.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.
Установлено, что Заказчиком, в конкурсной документации указано условие ознакомления с разделом 8 "Техническая часть" конкурсной документации: "для получения дополнительной информации (Технического задания) необходимо заключение соглашения с Заказчиком о конфиденциальности и неразглашении служебной информации ограниченного распространения (Приложение N1).
Контактное лицо: Артемова И.А., телефон (495)710-76-48 доб. 2-43
Адрес: г. Москва, Пыжевский пер. д.6".
В Извещении о проведении конкурса установлен следующий порядок предоставления конкурсной документации:
"Способы получения - Конкурсная документация в бумажном виде выдается бесплатно, ежедневно кроме субботы и воскресенья с 09:00 до 13:00 (время московское), после даты размещения в ЕИС настоящего извещения о проведении конкурса и не позднее даты и времени окончания предоставления конкурсной документации указанном в настоящем извещении по адресу: 119017, г. Москва, Пыжевский пер., д. 6, каб. 204Б Управление организации закупок;
Порядок предоставления - Конкурсная документация выдается на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме по адресу: 119017, г. Москва, Пыжевский пер., д. 6, каб. 204Б по рабочим дням, в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления".
Кроме того, в п.4.1 Конкурсной документации "Предоставление конкурсной документации" также установлено следующее:
"4.1.1. Конкурсная документация доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
4.1.2. После даты размещения в единой информационной системе Извещения о проведении конкурса Заказчик на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего заявления бесплатно предоставляет такому лицу экземпляр Конкурсной документации на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, указанном в Извещении о проведении конкурса и в разделе 5 "Информационная карта" Конкурсной документации, при этом Конкурсная документация, размещенная в единой информационной системе, полностью соответствует конкурсной документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц".
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Законом о контрактной системе предусмотрено право участников закупки на получение и ознакомление с конкурсной документацией. В рамках реализации указанного права, участником закупки ООО "Билдинг" 18.05.2017 запрошены у Заказчика сведения о необходимых реквизитах Заказчика для заключения соглашения о конфиденциальности, а именно: ФИО лица уполномоченного подписывать соглашение, номер доверенности и реквизиты организации.
Также, согласно доводам жалобы, по вине Заказчика, соглашение о конфиденциальности со всеми необходимыми реквизитами направлено Заявителем 25.05.2017 и получено Заказчиком 26.05.2017. На момент подачи жалобы в Московское УФАС России (01.06.2017) Техническая часть документации участником закупки не получена, при этом, срок окончания подачи заявок установлен на 05.06.2017 11:00 (по московскому времени), место подачи заявок - Москва, Пыжевский пер. д. 6, каб. 204Б, местонахождения Заявителя жалобы - Саратовская область, г. Балаково.
Комиссией Управления установлено, что из представленных материалов и сведений следует, что в Извещении о проведении конкурса, а также в п.4.1 конкурсной документации указан порядок получения конкурсной документации на основании заявления не свидетельствующего о необходимости заключения какого-либо дополнительного соглашения о сохранении конфиденциальности и о неразглашении служебной информации ограниченного распространения.
Кроме того, порядок ознакомления с конкурсной документации, указанный в Техническом задании, в частности о необходимости заключения соглашения конфиденциальности и неразглашении служебной информации ограниченного распространения, установлен без какого-либо указания на порядок заключения и направления такого соглашения Заказчику, а также сроков рассмотрения полученного соглашения Заказчиком.
Таким образом, положения Извещения о проведении Конкурса, Конкурсной документации о порядке ознакомления с технической частью закупочной документации носят противоречивый характер, в них отсутствует какой-либо алгоритм действий как участника закупки, так и Заказчика, который учитывал бы взаимные права и обязанности данных лиц.
При этом, в целях расширения количества участников закупки, соответствующих требованиям Заказчика, и обеспечения равного доступа ко всей информации, связанной с проведением закупки, под способом получения конкурсной документации, а также сроках, месте и порядке предоставления конкурсной документации необходимо понимать именно детальный алгоритм действий, подлежащих совершению со стороны как участников закупки, так и Заказчика.
Вместе с тем, действия Заказчика вышеуказанному принципу не соответствуют, поскольку указание в конкурсной документации исключительно номера телефона, используемого для получения информации о составе Технического задания и адреса местонахождения Заказчика объективно не обеспечивает равенства всех участников закупки в получении необходимой им информации, поскольку ставит возможность такого получения в зависимость от действий самого Заказчика, осуществляемых им по собственному усмотрению.
Предоставленному участникам закупки положениями п.3 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе праву на ознакомление и получение конкурсной документации корреспондирует обязанность Заказчика обеспечить возможность его реализации.
В свою очередь, названное обстоятельство предполагает наличие в конкурсной документации порядка, обеспечивающего вышеуказанное право участников закупки на ознакомление с конкурсной документацией, что способствует предотвращению необоснованных отказов в таком ознакомлении и, тем самым, нарушению прав и законных интересов участников (в том числе потенциальных) закупки, в том числе права на получение всей необходимой информации об объекте закупки.
Данное обстоятельство объективно способно привести к недостижению основной цели закупки в форме конкурса, поскольку количество его участников в настоящем случае может быть искусственно ограничено лицами, изначально извещенными обо всех характеристиках объекта, на котором должны быть осуществлены работы, а иные лица, которые соответствуют требованиям Заказчика, но в условиях отсутствия объективной информации о характере проводимого конкурса и, прежде всего, о порядке возможного получения такой информации, в принципе откажутся от участия в таком конкурсе.
При этом, в документации о закупке, в том числе в Извещении, отсутствует указание на прозрачный порядок ознакомления с Технической частью конкурсной документации, необходимой для формирования заявки на участие в закупке.
На заседании Комиссии Управления также установлено, что отсутствие надлежащего порядка получения конкурсной документации фактически привело к затягиванию процесса получения необходимых сведений заинтересованным лицам, поскольку для получения необходимых документов и сведений об объекте закупки в период, когда шел срок подачи заявок, ООО "Билдинг" было вынуждено обратиться к Заказчику с запросом относительно того, какие реквизиты Заказчика необходимо указывать в соглашении, какой указывать адрес, а также уточнять иные организационные моменты относительно порядка получения Технической части документации.
Таким образом, в период, предусмотренный для подготовки и подачи заявки на участие в конкурсе, что невозможно без предварительного ознакомления с Технической частью конкурсной документации, Заявитель жалобы, из-за отсутствия надлежащего порядка ознакомления с конкурсной документацией, не имел возможности сформировать заявку.
В подтверждение указанного факта также свидетельствует дальнейшие обстоятельства данной закупки. Так, после урегулирования всех процедурных вопросов с Заказчиком, ООО "Билдинг" получило Техническую часть конкурсной документации только за три дня до даты окончания подачи заявок - 02.06.2017 (что подтверждается сведениями с официального сайта Почты России), два из которых являются нерабочими днями (03.06.2017 и 04.06.2017), что не может свидетельствовать о том, что участник конкурса имел возможность сформировать заявку в срок, достаточный для подготовки заявки и доставки данной заявки из Самарской области в Москву.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что отсутствие надлежащего порядка ознакомления с документацией фактически привело к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что при осуществлении указанного конкурса Заказчиком не обеспечен равный доступ всех заинтересованных лиц к информации, связанной с проведением закупки, что в конечном итоге привело к исключению из их числа лица, обладавшего намерением принять участие в названной закупке, в том числе Заявителя жалобы.
Действия Заказчика в настоящем случае привели не только к нарушению прав и законных интересов ООО "Билдинг" в части получения конкурсной документации в срок, достаточный для подготовки заявки на участие в конкурсе, но и могли привести к тому, что данный конкурс является несостоявшимся, поскольку, исходя из протокола вскрытия с конвертами на участие в конкурсе подана одна заявка от участника закупки АО "НЭПТ".
Доказательств иного представителями Заказчика представлено не было.
Следует также отметить, что интерес участников закупки к таким документам является исключительным усмотрением последних и находится вне компетенции Заказчика, на которого, в свою очередь, возложена безусловная обязанность обеспечить их доступ к конкурсной документации в полном объеме, как того требует Закон о контрактной системе, с учетом специальных нормативных положений, регулирующих отношения в области атомно-энергетического комплекса.
Таким образом, предусмотрев в конкурсной документации возможность ознакомления с конкурсной документацией, Заказчик принял на себя обязательство по реализации такой возможности.
На основании изложенного, учитывая отсутствие в опубликованной конкурсной документации способов получения конкурсной документации, срока, места и порядка предоставления конкурсной документации, что повлекло за собой невозможность такого ознакомления и сокращение количества участников закупки, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Билдинг" на действия ФГУП "РосРАО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.3 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Комиссия Управления в составе:
Председательствующий Е.А. Исаева
Начальник отдела проверок
государственных закупок С.С. Бугримова
Главный государственный инспектор
отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега
исп. Е.А. Дейнега, тел. 8-495-784-75-05, доб.192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 июня 2017 г. N 2-57-6282/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017