Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6316/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У, Несиева,
при участии представителей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации: Малышевой О.Ю.,
в отсутствие представителей ООО "Профит-плюс", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/27543/17 от 05.06.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия Финансового университета при Правительстве Российской Федерации при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на текущий ремонт входных групп в зданиях Финуниверситета по адресам: 4-й Вешняковский пр-д, д. 4, стр. 3; Кронштадтский б-р, д. 37Б (ЭА 17-111) (Закупка N 0373100015717000189) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/27543/17 от 05.06.2017 документы и сведения.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик не надлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в аукционе.
На основании ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в силу пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
При этом в аукционной документации указано следующее: "Дата и время начала подачи заявок 24.05.2017 17:32; Дата и время окончания подачи заявок 01.06.2017 09:00, что составляет 9 дней, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 272 089,77 рублей. Таким образом, по мнению Заявителя срок окончания подачи заявки на участие в Аукционе должен быть установлен не ранее 08.06.2017 23:59.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные Заказчиком срок окончания подачи заявок нарушает положения ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно требование установлено требование декларирования о не принадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Разделе I. "ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА" указано следующее: "10. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе. 10.3. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: 2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона (при установлении таких требований в пунктах 5.4 и 5.2 раздела II "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА") или копии этих документов", "5.4 Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (требование, установленное в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона). 1) Установлен запрет на выполнение работ (оказание услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к составу вторых частей заявок установлены в соответствии с п.6 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, также в аукционной документации Заказчика отсутствует требование об обязательном предоставлении декларации о не принадлежности участника закупки к организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- Винты тип 1 установлены требования Угол профиля резьбы (Предельное отклонение от номинального значения) должно быть менее 0% (в сторону увеличения) %; Значение предельного отклонение по Js15 от номинального значения должно быть менее (для диаметра головки винта в сторону увеличения) 0,29 мм; Минимальное значение не должно быть по глубине слоя химико-термической обработки винта менее 0,05 мм; Значение предельного отклонения от номинального значения должно быть более и менее соответственно (для угла конической части стержня в сторону увеличения и уменьшения) -10 и 10 %; Глубина шлица винта должно быть не менее 1,6 и не более 2 мм; Максимальное значение не должно быть по глубине слоя химико-термической обработки винта более 0,18 мм; Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц винта должна быть в пределах от 1,5 до 2 мм
- Болты тип 1 установлены требования пробная нагрузка должна быть не менее чем 3520 Н; притупление ребер шестигранника или квадрата к опорной поверхности или торцу головки болта и к опорной поверхности гайки не должно быть более 0,25 высоты головки болта.
- Бруски обрезные хвойных пород тип 1 установлены требования удельный вес должен быть примерно равен 1/0,2; предел прочности при статическом изгибе более 71 Мпа; предел прочности при сжатии вдоль волокон более 34 Мпа; предел прочности при растяжении вдоль волокон более 80 Мпа; удельная работа при ударном изгибе более 1,5 Дж/см3; абсолютно сухая древесина сосны в среднем содержит: углерода, водорода, азота, кислорода; должно быть 0,2 - 50 %.
- Раствор тип 1 установлены требования температура применения минимальная и максимальная не менее 50 °C.
- Краски тип 1 установлены требования время высыхания до отлипа от поверхности нанесения должен быть не более 1; массовая доля нелетучих веществ не должна быть менее 55 %; динамическая вязкость (при 20_0,5) °C 8-12 с.
- Олифа тип 1 установлены требования условная вязкость при температуре 20 °C по вискозиметру типа ВЗ-246 должна быть более; 30 с.
- Растворитель тип 1 установлены требования Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле должна быть Выше 33 °С; Массовая доля ароматических углеводородов должна быть Менее 16 %; Массовая доля серы должна быть Менее 0,025 %; Содержание водорастворимых кислот и щелочей Должно отсутствовать; Содержание механических примесей и воды Должно отсутствовать.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе по Растворитель тип 1, при этом, согласно ГОСТ 18188-72 "Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия" Основные характеристики пожароопасности растворителей марок 645, 646, 647, 648 приведены в табл. 4. 6.6. Лица, связанные с изготовлением и применением растворителей, должны быть обеспечены специальной одеждой по ГОСТ 12.4.103 и средствами индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.068. 6.7. Изготовление и применение растворителей проводят в помещениях, снабженных местной и общей приточно-вытяжной вентиляцией по ГОСТ 12.4.021. Контроль вредных веществ в воздухе рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005. 6.8. Работы, связанные с изготовлением и применением растворителей, должны соответствовать действующим санитарным правилам и нормам*.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований по п.2 проекта Контракта.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Заказчиком в проекте Контракта установлено: "2.1. Цена Контракта составляет _______________, в том числе НДС 18%__________(далее - Цена Контракта)".
В жалобе Заявителя указано, что если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она не является плательщиком налога на добавленную стоимость, что ограничивает участие в аукционе компаний, которые не являются плательщиками НДС, либо платят НДС в меньшем размере.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования п.2.1 проекта контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе и не ограничивают количество участников закупки, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона N 0373100015717000189 не установлено ограничений участия индивидуальных предпринимателей в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал не представил соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили законные права и интересы Заявителя, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия Финансового университета при Правительстве Российской Федерации обоснованной в части установления ненадлежащим образом срока окончания подачи заявок на участие в аукционе, а также установлены неправомерные, избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N 2-57-6027/77-17 от 02.06.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Л.Н. Харченко
З.У. Несиев
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6316/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017