Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6314/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей ГКУ "УКРИС": Ткаченко Ю.Ю.,
ООО "Рельеф": Аферова А.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРИС" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по усилению строительных конструкций цокольной части административного здания для тренировочных занятий по адресу: ул. Твардовского, д.2 (1 этап) (Закупка N 0373200004217000051) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации, в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/27545/17 от 05.06.2017 документы и сведения.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- Для товара в пункте 10 "Проволока стальная круглая термически обработанная низкоуглеродистая" Заказчиком установлены требования: "Временное сопротивление разрыву 340(35) Н/мм2 (кгс/мм2)".
- Для товара в пункте 11 "Грунтовка" Заказчиком установлены требования: "Степень разбавления грунтовки растворителем до 20%".
- Для товара в пункте 12 "Цемент" Заказчиком установлены требования: "Тонкость помола Мелкие до 40, крупные до 80 мкм. Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток 29,4 Мпа. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток
4,4 Мпа Начало схватывания
60 мин".
- Для товара в пункте 14 "Песок" Заказчиком установлены требования: "Модуль крупности 2,
3,5,
1,5 Мк".
- Для товара в пункте 15 "Известь строительная" Заказчиком установлены требования: "По времени гашения 8;
25; >25 мин".
- Для товара в пункте 21 "Нетканое полотно" Заказчиком установлены требования: "Размер пор 0,005 мм".
- Для товара в пункте 22 "Бетон" Заказчиком установлены требования: "Величина зерна наполнителя Гравий 10 и
20,Щебень
10 и
20. Средняя прочность бетона на сжатие От 164 до 262 кг/м2.
- Для товара в пункте 30 "Смесь асфальтобетонная тип 1" Заказчиком установлены требования: "Размер зерен 10 мм. Зерновой состав
100 и
10 % по массе".
- Для товара в пункте 31 "Смесь асфальтобетонная тип 2" Заказчиком установлены требования: "Содержание щебня; гравия 40 и
50 %. Размер зерен
0,071 и
20 мм. Зерновой состав
100 и
6 % по массе. Водостойкость для дорожно-климатической зоны I
0,95".
- Для товара в пункте 32 "Смесь асфальтобетонная тип 3" Заказчиком установлены требования: "Содержание щебня; гравия 40 и
50 %. Размер зерен
0,16 и
40 мм. Зерновой состав
100 и
6 % по массе. Водостойкость для дорожно-климатической зоны I
0,90".
- Для товара в пункте 33 "Смесь асфальтобетонная тип 4" Заказчиком установлены требования: "Содержание щебня; гравия 30 и
40 %. Размер зерен
0,16 и
40 мм. Зерновой состав
100 и
8 % по массе. Водостойкость для дорожно-климатической зоны I
0,90".
- Для товара в пункте 34 "Гравий фракционированный" Заказчиком установлены требования: "Содержание зерен слабых пород не более 15 % по массе. Содержание глины в комах не более 0,25 % по массе".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в том числе по п. Цемент, при этом, согласно ГОСТ 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия" п. 7.6 Для доказательства соответствия уровня качества цемента требованиям настоящего стандарта дополнительно к оценке по статистическим критериям необходимо показать, что все единичные результаты приемосдаточных и периодических испытаний не более (не менее) предельных значений, приведенных в таблице 7. П.7.7 При контроле вещественного состава цемента допускается для единичных результатов предельное отклонение содержания минеральных добавок +2% для установленного максимального значения. 8 Методы испытаний, п.8.1 Физико-механические показатели цементов определяют по ГОСТ 30744, п.8.2 Химические показатели цементов определяют по ГОСТ 5382, п.8.3 Вещественный состав цементов определяют в пробах, отобранных на предприятии-изготовителе по принятым аттестованным методикам*.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в Приложении N1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- Для товара в пункте 2 "Болты без покрытия высокопрочные с шестигранной головкой для металлических конструкций с сопрягаемыми гайками (эл-ты крепления)" Заказчиком установлены требования: "Диаметр резьбы М20, от М27 до М36. Шаг резьбы болта От 2 мм. Диаметр стержня болта ds 37 мм. Номинальная высота головки болта От 10 мм", что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в инструкции по заполнению заявки указано следующее: "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения". "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". При этом, в таблице 1 ГОСТ Р 52644-2006 (ИСО 7411:1984) "Болты высокопрочные с шестигранной головкой с увеличенным размером под ключ для металлических конструкций. Технические условия" указаны размеры болтов. Заказчику требуются болты с диаметром резьбы М20, М30. Для требуемых болтов согласно таблице 1 ГОСТ: шаг резьбы (P ) составляет для М20 - 2,5 мм, для М30 - 3,5 мм; диаметр стержня болта ds составляет для М20 - 20 мм, для М30 - 30 мм; номинальная высота головки болта К составляет для М20 - 14 мм, для М30 -019 мм, что позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом противоречащее государственному стандарту по параметрам "шаг резьбы", "Диаметр стержня болта ds", "Номинальная высота головки болта".
- Для товара в пункте 3 "Болты с шестигранной головкой (эл-ты крепления)" Заказчиком установлены требования: "Резьба М16, М24, М30, М36. Шаг резьбы не менее 2 мм. Длина резьбы >18 мм. Длина болта номин. от 60 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно таблице 1 ГОСТ 7798-70 "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ КЛАССА ТОЧНОСТИ В. Конструкция и размеры", для болтов с требуемой резьбой шаг резьбы составляет: для М16 - 2 мм, для М24 - 3 мм и 2 мм, для М30 - 3,5 мм и 2 мм, для М36 - 4 мм и 3 мм, что позволяет участникам закупки указать в составе первой части заявки значение соответствующее требованиям аукционной документации, при этом противоречащее государственному стандарту.
- Для товара в пункте 4 "Винты" Заказчиком установлены требования: "Номинальный диаметр резьбы от 2,5 мм. Шаг резьбы 1,25 мм. Диаметр головки от 4,5 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно таблице 1 ГОСТ 1491-80 "Винты с цилиндрической головкой классов точности A и В. Конструкция и размеры" минимальное значение шага резьбы для винтов требуемых номинальных диаметров резьбы составляет 0,5 мм, таким образом, по мнению Заявителя установленные Заказчиком требования "Шаг резьбы
1,25 мм" не соответствуют государственному стандарту.
- Для товара в пункте 6 "Сталь угловая равнополочная тип 1" Заказчиком установлены требования: "Ширина полки используемого уголка 34*_41* мм. Толщина полки используемого уголка 2.6*_5.3* мм:
Для товара в пункте 13 "Сталь угловая равнополочная мерной длины, тип 2" Заказчиком установлены требования: "Ширина полки используемого уголка 88.5*_102.0* мм".
Для товара в пункте 23 "Катанка из углеродистой стали" Заказчиком установлены требования: "диаметр 5.5, 5.0-7.0 мм", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения", таким образом, согласно требований инструкции по вышеуказанным товарам по параметрам ширина, толщина, диаметр требуется указать диапазонные значения, при этом, конкретный товар не может иметь диапазон значений ширины, диапазон значений толщины или диапазон значений диаметра.
- Для товара в пункте 20 "Сваи винтовые" Заказчиком установлены требования: "Сварочный материал проволока сварочная марки Св-08А или Св-08Г2С или Св-08 ГА с омедненной или неомедненной поверхностью; жидкая двуокись углерода низкотемпературная и высокого давления высшего или первого сортов; флюс сварочный плавленый марки АН-348-А, что по мнению Заявителя является неправомерным, поскольку описание объекта закупки не носит объективный характер, так как объектом закупки является сваи винтовые, а не сварочный материал. Таким образом, данные требования являются излишними, незаконными и необъективными.
- Для товара в пункте 16 "Муфта соединительная тип 1" Заказчиком установлены требования: "Сечение жилы 70 мм2. Напряжение
1 1кВ"
Для товара в пункте 17 "Муфта соединительная тип 1" Заказчиком установлены требования: "Сечение жилы 95 мм2. Напряжение
1 1кВ", что по мнения Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку к данным товарам предъявлено требование ГОСТ 8966-75 "Части соединительные стальные с цилиндрической резьбой для трубопроводов Р=1,6 МПа. Муфты прямые. Основные размеры", который распространяется на стальные муфты для соединения водогазопроводных труб в системах отопления, водопровода, газопровода. Таким образом, установленные Заказчиком требования к сечению жилы и напряжению не имеют отношения к данному товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований вышеуказанным образом, а также в соответствии с какими государственными стандартами и нормативными документами установлены вышеуказанные требования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГКУ "УКРИС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Л.Н. Харченко
З.У. Несиев
Исп. Максимов И.С.
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6314/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017