Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6211/77-17
На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 N АЦ/8325 проведена внеплановая проверка действий ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на комплексное благоустройство территории Южного административного округа (Закупки NN 0173200001417000258, 0173200001417000264).
В составе Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа": Е.С. Анохиной, И.С. Аникина,
при участии представителя Департамента города Москвы по Конкурентной политике: В.В. Сахно,
при участии представителя ООО "Планета Будущего": К. Б.-О. Тагит-Заде,
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы ООО "Планета Будущего" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на комплексное благоустройство территории Южного административного округа (Закупки NN 0173200001417000258, 0173200001417000264) (далее - Аукцион).
Вместе с тем, указанные жалобы отозваны Заявителем в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных Письмом России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанных аукционов.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в аукционных документациях установлены, в том числе, следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Швеллеры стальные" установлено требование "Масса 1 метра: не менее 10,4 кг", что не соответствует ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент", в соответствии с которым изготавливают швеллеры с максимальной массой 48,3 кг;
- в п. "Камни бетонные бортовые" установлены требования:
- "Масса камня: > 18 кг", что не соответствует ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", которым не предусмотрено изготовление бортовых камней со справочной массой, превышающей 1,69 т;
- "Содержание бетона в камне: не менее 0,009 м3", что не соответствует ГОСТ 6665-91, которым не предусмотрено изготовление бортовых камней с содержанием бетона в изделии, меньшим 0,042 м3 и превышающем 0,704 м3;
- в п. "Сталь угловая равнополочная" установлено требование "Масса 1 метра: до 12,20 кг", что не соответствует ГОСТ 2590-2006 "Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент", согласно которому масса 1 метра проката не может быть меньше 0,154 кг.
Кроме того, Заказчиком при описании характеристик товаров, применяемых при выполнении работ установлены требования к характеристикам товаров, значения которых участникам закупки представляется возможным указать только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционных документациях, в том числе, следующих требований:
- в п. "Смеси бетонные" установлены требования к характеристикам: "Содержание фракций группы "от 5 до 10 мм" в крупном заполнителе:", "Содержание фракций группы "св. 10 до 20 мм" в крупном заполнителе:", "Истинная плотность зерен мелкого заполнителя";
- в п. "Песок для строительных работ" установлены требования к характеристикам "Полный остаток песка на сите с сеткой N 063", "Содержание зерен крупностью: св. 10 мм, св. 5 мм, менее 0,16 мм", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Модуль крупности, Мк", "Содержание глины в комках"
- в п. "Щебень" установлены требования к характеристикам "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "d"", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "1,25D"", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "0,5(d+D)"", "Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит "D"", "Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы", "Содержание зерен слабых пород", "Содержание пылевидных и глинистых частиц";
- в п. "Доски хвойных пород обрезные" установлено требование к характеристике "Влажность древесины";
- в п. "Смеси асфальтобетонные песчаные горячие" установлены требования к характеристикам зерновому составу минеральной части", "Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси", "Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С", "Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С", "Значение водонасыщения для вырубок и кернов готового покрытия", "Пористость минеральной части", "Температура смеси, в зависимости от показателя битума и глубина проникания иглы при 25°С", "Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С", "Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания", "Остаточная пористость".
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При этом, согласно ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" фракционный состав крупного заполнителя в смесях бетонных определяют для каждой партии смеси отдельно, согласно ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" зерновой состав песка, содержание глины в комках в песке, а также согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" зерновой состав щебня, содержание в щебне пылевидных, глинистых частиц, глины в комках, зерен слабых пород, определяют на предприятии-изготовителе ежесуточно, согласно ГОСТ 6564-84 "Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование" контроль влажности пиломатериалов осуществляют на основании выборки готовых партий пиломатериалов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупок и повлечь ограничения количества участников закупок.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги Южного административного округа" нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Е.А. Миронова
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2017 г. N 2-57-6211/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017