Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 июня 2017 г. N 116КС
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
рассмотрев жалобу N 116/КС ООО "А Строй"" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 02.06.2017 вх. N 3680 поступила жалоба ООО "А Строй" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
В своей жалобе заявитель указывает, что Документация электронного аукциона не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по следующим основаниям:
Предметом контракта является Выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия''.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее работы по организации строительства) включены в перечень указанный в части 4 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса, лицо осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В силу п. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В п. 30 информационной карты Заказчиком установлено:
1 |
Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. (Предоставляется участником закупки в составе второй части заявки) |
Наличие у участника аукциона свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, содержащего вид работ, установленный пунктом 33.3. Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": "33.3. Жилищно-гражданское строительство", стоимость которых по одному договору составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 10 Раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" настоящей документации об аукционе. |
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Заказчик при осуществлении закупки предусматривает, в том числе условие, согласно которому участник должен отвечать требованиям, установленным законодательством РФ".
Документацией об аукционе, а также проектом договора не установлено, что участник закупки обязан в обязательном порядке привлечь к работам субподрядчиков.
Таким образом, в нарушении Закона о контрактной системе нормы Заказчиком в документации установлены только требования к наличию свидетельства о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с пунктом 33.3. о допуске к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании
договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), но не установлено, что в случае выполнения работ лично к участию в электронном аукционе и производству работ допускаются участники, имеющие действующее и соответствующее требованиям законодательства РФ свидетельство о допуске к определенным видам работ.
Заказчиком установлены условия, не позволяющие участнику закупки выполнять работу собственными силами.
Кроме того, Заказчиком в нарушении положения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не содержится требование о предоставлении в составе второй части заявки соответствующих документов (свидетельств).
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит: приостановить определение поставщика; выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
В адрес антимонопольного управления 09.06.2017 года поступил пакет документов от муниципального заказчика.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель муниципального заказчика, устно пояснил следующее.
В соответствий с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (генподряд).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
При этом работы по организации жилищно-гражданского строительства
соответствуют пункту 33.3 Перечня. Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицо,
осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований Проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Пунктом 5.3.1. Проекта контракта установлено: "Подрядчик вправе заключать договоры с субподрядными организациями с письменного согласия Заказчика. Для получения письменного согласия Подрядчик представляет Заказчику информацию о предмете договора, наименовании, юридическом адресе, фактическом месте нахождения субподрядчика с приложением свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (СРО) в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624, в соответствии с государственным стандартом на виды работ, связанные с выполнением контракта; копии свидетельства о государственной регистрации субподрядчика и действующих документов, подтверждающих их соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта, заверенные надлежащим образом".
Таким образом, заказчик вправе установить к участнику закупки требование о наличии соответствующего допуска СРО на генподряд.
Позиция заказчика по данному вопросу подтверждается административной практикой - Решением Красноярского УФАС России от 11.11.2015 по делу N 1361, письмом ФАС от 02.11.2015 NАЦ/60557/15, Решение Московского областного УФАС России от 01.12.2016 по делу N 07-24- 11099эп/16, Решение ФАС России от 07.04.2016 по делу N К-549/16.
На основании вышеизложенного, просим признать жалобу ООО "А Строй" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении закупки N 0180300007317000006 представлены на рассмотрение жалобы N 116/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
12.04.2017 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
Начальная (максимальная) цена контракта 176 657 520,00 рублей.
Документация об аукционе N 0180300007317000006 утверждена главой Орджоникидзевского района (_).
15.05.2017 года во исполнение предписания Хакасского УФАС России на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация с изменениями о проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ) определено, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Согласно пункта 6 Раздела 5 Техническое задание документации об аукционе установлено, что необходимо выполнить строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия согласно проектной документации, которая включает работы, входящие в Перечень работ.
В пункте 30 Раздела 2 Информационной карты документации об аукционе установлены требования: наличие у участника аукциона свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, содержащего вид работ, установленный пунктом 33.3. Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": "33.3. Жилищно-гражданское строительство", стоимость которых по одному договору составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 10 Раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" настоящей документации об аукционе.
В данном пункте установлено, что свидетельство по организации строительства предоставляется участником закупки в составе второй части заявки.
Кроме того, в подпункте 4 пункта 38 Раздела 2 Информационной карты документации об аукционе также установлены требования о предоставлении участником закупки во второй части заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске на выполнение работ по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту, содержащего вид работ, установленный пунктом 33.3. Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624: "33.3. Жилищно-гражданское строительство", стоимость которых по одному договору составляет не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 10 Раздела 2 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" настоящей документации об аукционе.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что не установлены требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям законодательства во второй части заявки, не подтвердился.
Частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (суб-подрядчиков).
Пунктом 5.3.1 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик вправе заключать договоры с субподрядными организациями с письменного согласия Заказчика. О том, что работы должны быть выполнены лично, контрактом не предусмотрено.
Более того, Комиссия Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу, что условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации об аукционе в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшего жалобу на соответствующие действия (бездействия) заказчика.
Заявителем жалобы не представлены доказательства, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе.
Таким образом, доводы заявителя жалобы ООО "А Строй" не нашли своего подтверждения и признаны комиссией антимонопольного органа необоснованными.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 116/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Градостроительного кодекса РФ, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 116/КС ООО "А Строй" на действия муниципального заказчика - Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительство средней общеобразовательной школы на 150 учащихся в с. Июс Орджоникидзевского района Республики Хакасия" (закупка N 0180300007317000006) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 июня 2017 г. N 116КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017