Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 июня 2017 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 09.06.2017 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.06.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" от 02.06.2017 N904-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N5" в городе Югорске (извещение N0187300005817000157) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика и Уполномоченного органа, сформировавшими аукционную документацию с нарушением Закона о контрактной системе.
В доводах жалобы Заявитель указал, что Заказчик неправомерно включил в п. 23 аукционной документации требование "Наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с обязательным видом работ, а именно: 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений или копия свидетельства о допуске от саморегулируемой организации на выполнение работ по разделу 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В перечне работ есть только ОКПД2 43.32.10.110 Работы по установке дверных и оконных блоков и коробок, навеске дверных полотен (кроме дверей автоматического действия и вращающихся дверей), окон, оконных створок, планчатых створок, дверей гаражного типа и т. п. из любых материалов , для которых не требуется свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный факт подтверждается письмом Минрегиона РФ, как уполномоченного органа, утвердивший Приказом N 624 Перечень работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, дополнительно разъяснял в письме от 14.01.2012 N 916-08/ДШ-ОГ, что деятельность по изготовлению и монтажу оконных конструкций из ПВХ профилей; деятельность по устройству швов монтажных узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам; установка оконных и дверных блоков из ПВХ; демонтаж старых деревянных оконных и дверных блоков с подоконными досками; установка подоконных досок из ПВХ, облицовка оконных откосов панелями ПВХ или штукатуркой и обрамление пластиковым уголком откосов по Периметру, не включена в Перечень N 624 и к этим работам не применяется требование о вступлении в саморегулируемую организацию и получении свидетельства о допуске.
Это подтверждается судебной практикой : "Раздел III Перечня N 624 содержит 34 наименования различных видов работ, которые конкретизируются и поэтапно раскрываются соответствующими пунктами. При этом, пункт 10.1 находится в составе подраздела 10 "Монтаж металлических конструкций", где перечислены только виды работ по монтажу металлических конструкций, в связи с чем применение данного пункта Перечня к оконным блокам из ПВХ недопустимо и свидетельствует о расширительном толковании и применении указанного раздела Перечня. Доводы подателя жалобы о том, что в соответствии с ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" блоки оконные из ПВХ усиливают стальными вкладышами с антикоррозионным покрытием толщиной не менее 9 мкм, а следовательно, окна из ПВХ профилей относятся к металлическим конструкциям, поименованным в пункте 10 Перечня N 624, апелляционная коллегия сочла необоснованными, так как даже наличие в оконных блоках из ПВХ стальных вкладышей не позволяет отнести их к металлическим конструкциям, поименованным в разделе 10 Перечня.
Работы по установке оконных блоков из ПВХ не могут оказывать влияние на безопасность объекта капитального строительства и не требуют наличие свидетельства СРО на допуск к таким работам (из постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А42-4313/2013)."
В ответ на наш запрос о разъяснении аукционной документации муниципальный заказчик отвечает, что требование о наличии копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с обязательным видом работ, а именно: 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений обусловлено тем, что "В соответствии с ГОСТ Р 54851-2011 "Конструкции строительные ограждающие неоднородные. Расчет приведенного сопротивления теплопередаче" и "СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий", оконные блоки являются ограждающими конструкциями здания, защищающими внутреннее пространство от воздействия наружной среды".
Чем обусловлено наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с обязательным видом работ, а именно 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство муниципальный заказчик пояснений не дал.
Таким образом, Заявитель приходит к выводу, что заказчик допустил незаконное и необоснованное включение в аукционную документацию избыточных требований к участникам, которые привели к ограничению конкуренции.
Заказчик письменно пояснил, что при проведении электронного аукциона Заказчик и Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N5" в городе Югорске (извещение N0187300005817000157) размещены на официальном сайте единой информационной системы 29.05.2017.
Техническим заданием предусмотрены работы по установке оконных блоков (пункты 4,13,15 части IV документации об аукционе).
В соответствии с ГОСТ Р 54851-2011 "Конструкции строительные ограждающие неоднородные. Расчет приведенного сопротивления теплопередаче", принятого в рамках реализации Федерального закона N261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", и "СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий", оконные блоки (окна) являются ограждающими конструкциями здания, защищающими внутреннее пространство от воздействия наружной среды.
Проанализировав извещение и аукционную документацию, Комиссия Управления установила следующее.
Извещением установлено требование к участникам о наличии копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с обязательным видом работ, а именно: 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений или копия свидетельства о допуске от саморегулируемой организации на выполнение работ по разделу 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Пунктом 23 аукционной документации установлены аналогичные требования к составу второй части заявки участника.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В пункте 10.1 видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, указаны работы по монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Кроме того, в пункте 7.2 работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, указаны работы по монтажу фундаментов и конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок.
Работы по установке оконных блоков по ФЕР 10-01-034-08 включают в себя установку рамы в проем.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о правомерном установлении Заказчиком и Уполномоченным органом требования к участникам о наличии копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Ссылка Заявителя на судебную практику, по мнению членов Комиссии Управления, не может служить подтверждением доводов Заявителя, поскольку судом был рассмотрен вопрос о том, что пункт 10.1 находится в составе подраздела 10 "Монтаж металлических конструкций", где перечислены только виды работ по монтажу металлических конструкций, в связи с чем применение данного пункта Перечня к оконным блокам из ПВХ недопустимо и свидетельствует о расширительном толковании и применении указанного раздела Перечня.
Между тем, вопрос о том, что наружная ограждающая конструкция здания не обязательно должна быть металлической, а также вопрос отнесения оконных блоков (окон) ограждающим конструкциям здания судом не исследовался.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" от 02.06.2017 N904-ж на действия Заказчика - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, Уполномоченного органа - Администрация города Югорска при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N5" в городе Югорске (извещение N0187300005817000157) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 июня 2017 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017