Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 7 июня 2017 г. N 12-10-69/2017
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления; |
Заместитель председателя Комиссии: |
Белов Д.Ю., начальник отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы; |
Член Комиссии: |
Рубцов И.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы, |
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области (далее - Заказчик) <К...> и <П...> действующих по доверенностям от 07.06.2017 года, в присутствии представителя ИП Коренева Б.В. (далее - Заявитель) <С...> действующего по доверенности от 30.05.2017 года, рассмотрев жалобу Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля заказчика при выполнении работ по объекту: "Реконструкция подъездных путей к Парфеньевской средней школе в Парфеньевском муниципальном районе Костромской области (2 участок)" и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам, извещение N0141300021817000003 о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе по адресу http://new.zakupki.gov.ru 28.04.2017 г.
Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе проводилась 23.05.2017 г.
Заявитель в своей жалобе указывает следующее.
В качестве участников открытого конкурса были допущены два претендента:
ООО "Строительный Контроль" и Индивидуальный предприниматель Коренев Б.В.
24.05.2015 г. в системе был опубликован Протокол N 2 рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг строительного контроля заказчика при выполнении работ по объекту: "Реконструкция подъездных путей к Парфеньевской средней школе в Парфеньевском муниципальном районе Костромской области (2 участок)", согласно которому победителем открытого конкурса было признано ООО "Строительный Контроль".
В силу п. 2 Приложения N3 критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (R1) состоит из двух показателей:
"Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (П1): значение показателя 50 %.
"Деловая репутация участника закупки" (П2): значение показателя 50 %.
Согласно пункта 2.1 Приложения показатель "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
В рамках данного показателя оценивается опыт оказания услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ.
Предметом оценки является количество договоров, контрактов, соглашений, иных документов (далее - договоров) на осуществление строительного контроля, исполненных в 2013-2017 годах.
Оценка заявок по данному показателю будет производиться в следующем порядке: Лучшее предложение по показателю является максимальное количество договоров, исполненных участником закупки за период 2013-2017 гг.
В нарушение условий конкурса для подтверждения опыта в составе заявки ООО "Строительный Контроль" наряду с договорами на осуществление строительного контроля представлен договор N 14СК-009 от 03.07.2014 года на оказание услуг по осуществлению функций заказчика-застройщика на объекте: "Строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Костромская область, г. Мантурово", заключенный с ООО "ФСТ-Контракт".
Данный договор не является договором на осуществление строительного контроля, а значит участником - ООО "Строительный Контроль" представлены недостоверные сведения о количестве заключенных и исполненных договоров на осуществление строительного контроля.
Конкурсной комиссией данный договор был включен в состав договоров на осуществление строительного контроля для оценки опыта участника, что противоречит конкурсной документации.
Согласно условиям конкурса случае установления конкурсной комиссией, Заказчиком недостоверных сведений о количестве заключенных и исполненных договоров показатель "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не оценивается и участнику конкурса - ООО "Строительный Контроль" по данному показателю должно быть присвоено 0 баллов.
Кроме того, предметом оценки критерия - "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" является количество договоров, контрактов, соглашений, иных документов (далее - договоров) на осуществление строительного контроля, исполненных в 2013-2017 годах.
Вместе с тем, согласно конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг строительного контроля заказчика при выполнении работ по реконструкции подъезда к сельскому клубу д. Гудково (улица Северная, участок по улице Центральной) Хмелёвского сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области, то есть строительный контроль за строительством дороги.
Таким образом договоры на оказание услуг по осуществлению строительного контроля, не связанного со строительством дорог, не являются договорами на оказание услуг,сопоставимыми по характеру и объему предмета муниципального контракта и не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта.
В соответствие с п. 3.1. Приложения N3 для оценки заявок по показателю "Качество услуг" участники конкурса в составе заявки представляют описание своего предложения по оказанию услуг: порядок, методология оказания услуг, конкретные технические решения.
Предметом оценки по показателю является детализация, содержательность,проработанность предложения по порядку, методологии оказания услуг, конкретные технические решения.
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательности, проработанности предложений участников:
100 баллов присваивается заявке на участие в конкурсе, содержащей наиболее детализированные и содержательно проработанные предложения по порядку, методологии оказания услуг, конкретным техническим решениям и содержащей в составе предложения все указанные разделы: порядок, методология оказания услуг, конкретные технические решения. В случае отсутствия заявки, отвечающей всем указанным требованиям, 100 баллов не присваивается.
По критерию "Качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки" по показателю "Качество услуг" конкурсной комиссией заявкам участников "Строительный Контроль" и ИП Коренев Б.В. присвоено по 100 баллов.
Однако победителем конкурса ООО "Строительный Контроль" в составе конкурсной документации не были представлены конкретные технические решения по оказанию услуг, а конкурсная комиссия надлежащим образом не изучила представленные участником открытого конкурса документы, содержащие описание его предложения по оказанию услуг.
В связи с вышеуказанным заявитель считает, что данный конкурс был проведен с нарушением законодательства РФ.
Просят признать итоги открытого конкурса недействительными и отменить результат закупки.
Заказчик с доводами указанными в жалобе не согласен, представил возражения б/н вх. N2223 от 06.06.2017 года.
Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона N 44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Часть 12 статьи 99 Закона N 44-ФЗ при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Таким образом, территориальный орган ФАС России не наделен полномочиями по рассмотрению довода жалобы на действия конкурсной комиссии в части оценки заявок участников закупок.
2. Согласно части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Согласно приложению N3 к конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявки на участие в конкурсе: цена контракта; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; качественные, функциональные, экологические характеристики объекта закупки; а так же величины их значимости. В рамках данного показателя оценивается опыт оказания услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ. Предметом оценки является количество договоров, контрактов, соглашений, иных документов (далее - договоров) на осуществление строительного контроля, исполненных в 2013-2017 годах. Оценка заявок по данному показателю производиться в следующем порядке: Лучшее предложение по показателю является максимальное количество договоров, исполненных участником закупки за период 2013-2017 гг.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 1статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ 8. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с требованиями пункта 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (ред. от 14.11.2016) "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно пункта 14 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
Приложением установлены нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля в процентном соотношении в зависимости от стоимости строительства.
Между тем, показатель "максимальное количество договоров, исполненных участником закупки за период 2013-2017 гг.", не может быть признан правомерным и допустимым показателем критерия оценки заявки "квалификация участников закупки", поскольку не устанавливает определение опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (оказание услуг строительного контроля).
Этот показатель не раскрывает содержание сопоставимости оцениваемых услуг с услугами, являющимися предметом конкурса, и необоснованно ограничивает предмет оценки заявок по количественному признаку.
Комиссия Костромского УФАС России считает, что Заказчиком при утверждении документации о проведении открытого конкурса нарушены требования пункта 9 частью 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ.
По причине невозможности рассмотрения довода жалобы на действия конкурсной комиссии в части оценки заявок участников закупок и отсутствия документов подтверждающих нарушение прав и законных интересов Заявителя, Комиссия Костромского УФАС России считает, что необходимость в выдаче обязательного для исполнения предписания об исправлении допущенных нарушений отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать отсутствие полномочий по рассмотрению довода жалобы на действия конкурсной комиссии в части оценки заявок участников закупок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии:
Заместитель председателя Комиссии: |
|
О.В. Ревельцев
Д.Ю. Белов |
Член Комиссии: |
|
И.М. Рубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 7 июня 2017 г. N 12-10-69/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017