Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 июня 2017 г. N 46-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ИП Омельченко Ю.А. (далее - заявитель) о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при проведении запросов котировок на обслуживание и содержание городских кладбищ, находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000384), на обслуживание и содержание городских кладбищ находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000002) (далее - запросы котировок, закупки) в присутствии:
- представителя Администрации Кусинского городского поселения (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 01.03.2017;
в отсутствие представителей Управления земельными и имущественными отношениями Кусинского муниципального района (далее - уполномоченный орган), ИП Омельченко Ю.А., надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила информация о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении запросов котировок на обслуживание и содержание городских кладбищ, находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000384), на обслуживание и содержание городских кладбищ находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000002).
Согласно представленным документам заказчиком, уполномоченным органом 16.01.2015, 16.12.2015 объявлено о проведении запросов котировок путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещений о закупках.
Начальная (максимальная) цена на обслуживание и содержание городских кладбищ находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000002) (далее - закупка N1) - 352 916,63 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта на обслуживание и содержание городских кладбищ, находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000384) (далее - закупка N2) - 400 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок по закупке N1 - 28.01.2015 в 10:00.
Дата и время окончания срока подачи котировочных заявок по закупке N2 - 28.12.2015 в 10:00.
На дату рассмотрения обращения контракты по закупкам заключены.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком при размещении закупок не установлен объем, подлежащих выполнению работ, что связано с отсутствием документации по оформлению кладбищ Кусинского городского поселения.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в обращении, не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил, что объем подлежащих выполнению работ отсутствует в технических заданиях в связи с тем, что указан в калькуляции на выполнение работ по обслуживанию и содержанию кладбищ.
Заслушав пояснения представителя заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Из содержания извещений о проведении запросов котировок следует, что предметом закупок является обслуживание и содержание городских кладбищ, находящихся на территории Кусинского городского поселения.
В пунктах 4.3.1 проектов контрактов, указано, что исполнитель обязуется выполнить работы качественно в соответствии с утвержденной калькуляцией и контрактом.
В извещениях о проведении запросов котировок, а также в технических заданиях содержатся технические и функциональные характеристики, а также перечни основных работ, исходя из которых, исполнитель обязан осуществлять своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за их санитарным состоянием; очистку, уборку, вывоз мусора и содержать в надлежащем порядке территории; организацию вывоза отходов из выгребной ямы и контроль за выполнением графика удаления отходов; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории; в зимний период уборку и вывоз снега; регистрацию покойников, отвод земельного участка под могилу; обеспечение сохранности установленных памятников, а также домов смотрителей на территории кладбищ; транспортировку неопознанных трупов (с территории Кусинского городского поселения); выдачу справок о захоронении (месте).
Вместе с тем, в извещениях о проведении запросов котировок, в проектах контрактов, в технических заданиях, а также в заключенных контрактах отсутствует объем, подлежащих выполнению работ, что влечет за собой нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Довод представителя заказчика о том, что объем подлежащих выполнению работ отсутствует в технических заданиях в связи с тем, что указан в калькуляции на выполнение работ по обслуживанию и содержанию кладбищ не находит своего подтверждения, поскольку в калькуляциях, не являющихся приложениями ни к извещениям о проведении закупок, ни к проектам контрактов, также не содержится объем, подлежащих выполнению работ, тогда как в указанных калькуляциях содержится расчет затрат, на выполняемые работы.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
В силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
2.1. На основании пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
Как установлено материалами дела, форма котировочной заявки (приложение N 1 к извещению о проведении запросов котировок) предусматривает указание наименования и характеристик поставляемого товара (оказываемой услуги, выполняемых работ).
Вместе с тем, пунктом 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе предусмотрено указание наименования и характеристик поставляемого товара только в случае осуществления поставки товара.
Из содержания извещений о проведении запросов котировок следует, что предметом закупок является обслуживание и содержание городских кладбищ, находящихся на территории Кусинского городского поселения.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в части установления требования об указании наименования и характеристик поставляемого товара (оказываемой услуги, выполняемых работ).
2.2. Согласно пункту 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
Однако заказчиком в формах заявок по закупкам установлено требование об обязательном указании идентификационного номера налогоплательщика без учета положений законодательства о контрактной системе о возможности неуказания данной информации при отсутствии идентификационного номера налогоплательщика у учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок, что влечет за собой нарушение пункта 4 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Разделом 3 проектов контрактов, заключенных контрактов по результатам запросов котировок предусмотрен следующий порядок приемки и срок оформления приемки.
"3.1. Исполнитель ежемесячно предоставляет отчет по выполненным работам (акт приемки выполненных работ, счет-фактура и другие документы), которые являются основанием для оплаты выполненных работ.
3.2. Заказчик приступает к приему выполненных работ по контракту в течение трех рабочих дней с момента получения от Исполнителя уведомления об окончании работ.
3.3. По окончанию приема выполненных работ стороны подписывают акт выполненных работ, со всеми претензиями;
4.1.1. Заказчик обязан своевременно оплатить работу исполнителя в соответствии с условиями настоящего контракта".
Вместе с тем, из указанных сведений невозможно сделать вывод о сроке и порядке приемки заказчиком оказанных услуг, сроке и порядке оформления результатов такой приемки, а также сроке оплаты оказанных услуг нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проектах контрактов, в заключенных контрактах отсутствуют.
4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрены основания изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - только контрактом.
Таким образом, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключенного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В пунктах 4.1.3 проектов контрактов, а также заключенных контрактов по результатам запросов котировок содержится обязанность заказчика совместно с исполнителем согласовывать увеличение объема работ в связи с расширением территории, а также увеличение работ, не предусмотренных настоящим контрактом.
Вместе с тем, указанная обязанность может привести к нарушению части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при проведении запросов котировок на обслуживание и содержание городских кладбищ, находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000384), на обслуживание и содержание городских кладбищ находящихся на территории Кусинского городского поселения (извещение N 0369300014715000002) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика пункта 1 части 1 статьи 33, частей 2, 13 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, пунктов 1, 4 части 3 статьи 73, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе заказчику не выдавать, так как контракты по закупкам заключены.
4. Материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе не передавать, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 июня 2017 г. N 46-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017