Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июня 2017 г. N 329
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" на действия заказчика, ООО "ТеплоЭнергоСервис" (далее - заявители) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ "Работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов "Газоснабжению ул. Кирова, Ленина, Береговая, пер. Больничный в с. Варламово Чебаркульского района Челябинской области"" (извещение N 0169300029917000007) (далее - Аукцион) в присутствии:
- представителя ООО "ТеплоЭнергоСервис", действующего на основании доверенности N 4 от 02.12.2015;
- представителей Муниципального учреждения "Администрация "Варламовского сельского поселения" (далее - заказчик), действующих на основании доверенности N 5, распоряжения N 06 от 27.01.2016;
представители заявителя ООО "НОВОСТРОЙ" о времени и месте проведения Комиссии уведомлены, на заседание не явились, письменных пояснений, ходатайств не представили.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.06.2017 поступила жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" на действия заказчика, 06.06.2017 поступила жалоба ООО "ТеплоЭнергоСервис" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона на выполнение работ "Работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов "Газоснабжению ул. Кирова, Ленина, Береговая, пер. Больничный в с. Варламово Чебаркульского района Челябинской области"" (извещение N 0169300029917000007) (далее - Аукцион, Закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Муниципальным учреждением "Администрация "Варламовского сельского поселения" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.05.2017 в 17:17.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ "Работы строительные по прокладке магистральных трубопроводов "Газоснабжению ул. Кирова, Ленина, Береговая, пер. Больничный в с. Варламово Чебаркульского района Челябинской области"" - 13 321 420,00 рублей.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169300029917000007 от 05.06.2017.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Доводы жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" заключаются в следующем.
Заказчиком в проекте контракта установлен порядок расчета за выполненные подрядчиком работы в течение 30 (тридцати) банковских дней, что противоречит положениям части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы ООО "ТеплоЭнергоСервис" аукционной комиссией неправомерно участнику закупки с порядковым номером заявки 8 отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия представленной информации требованиям документации об аукционе.
Представители заказчика с доводом жалобы ООО "НОВОСТРОЙ" согласились. По доводам жалобы ООО "ТеплоЭнергоСервис" пояснили, что участнику закупки с порядковым номером заявки 8 отказано в допуске к участию в аукционе правомерно, так как указанные в заявке характеристики трубы не предусмотрены ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия". Указанной в заявке толщине стенки трубы соответствует диаметр трубы 33,5 мм, а не 32 мм, как указал заявитель.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В соответствии с пунктом 3.2 проекта контракта расчеты за выполненные строительно-монтажные работы производятся по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания Сторонами актов выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3.
Таким образом, срок оплаты выполненной работы установлен заказчиком с нарушением части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0169300029917000007 от 05.06.2017 участнику закупки с порядковым номером заявки 8 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе: "Несоответствие предоставленной информации части II Техническое задание - строка 4 п.9 - наружный диаметр трубы в заявке 32 мм., толщина стенки - 3,2 мм. ГОСТ 3262-75 не предусматривает выпуска труб с такими характеристиками".
Пунктом 9 технического задания документации об электронном аукционе определен перечень используемых товаров с функциональными, техническими и качественными, эксплуатационными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, который представляет собой наименование товара (материала, оборудования), технические характеристики (максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также показатели, значение которых не могут изменяться).
Так, для позиции N 4 "труба" определено "Труба должна быть стальная электросварная и должна соответствовать требованиям ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия". Труба должна быть наружным диаметром более 30 мм и менее 35 мм, толщина стенки трубы более 2,8 мм".
В заявка участника закупки с порядковым номером 8 указано: "труба стальная электросварная ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия". Труба с наружным диаметром более 32 мм, толщина стенки трубы более 3,2 мм".
Таким образом, указанные участником закупки с порядковым номером заявки 8 характеристики трубы соответствуют показателям, которые заказчик установил в документации об аукционе, следовательно, действия аукционной комиссии противоречат положениям части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Однако указанные в заявке показатели не соответствуют ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия".
Вместе с тем, комиссия антимонопольного органа отмечает, что действия аукционной комиссии по отказу в допуске явились причиной нарушения заказчиком требований к объективному описанию объекта закупки по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В описании объекта закупки заказчиком не разграничены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом, определенному заказчиком диапазону значения наружного диаметра трубы соответствует единственное значение государственного стандарта.
Так, из ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" в таблице 1 Сортамента следует, что установленному заказчиком требованию к наружному диаметру трубы соответствует единственный наружный диаметр 33,5 мм, с толщиной стенки 3,2 мм.
Таким образом, установленные заказчиком в документации об аукционе требования к товару, применяемому подрядчиком при выполнении работ, ввели в заблуждение участников закупки, заставив обращаться к иной, не содержащейся в документации об аукционе информации, не позволили надлежащим образом оформить заявку на участие в электронном аукционе, что противоречит требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закон о защите конкуренции). Тем более, результаты проведенного электронного аукциона (допущен только один участник закупки из тринадцати) свидетельствуют о том, что созданы преимущества хозяйствующему субъекту, в том числе путем доступа к информации.
Следовательно, описание объекта закупки не носит объективный характер и нарушает пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 14.2 информационной карты документации об электронном аукционе вторая часть на участие в электронном аукционе должна содержать копию действующего свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии со ст. 55.8. и ст. 55.16. ГрК РФ, п. 33 раздела III Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 (далее - Приказ N 624), которое должно содержать допуск к следующим видам работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
п. 33.7. Объекты газоснабжения (с указанием стоимости работ по одному договору, который может заключить участник закупки).
Вместе с тем, в соответствии с Приказом N 624, вид работ - Объекты газоснабжения указаны в пункте 33.6. Действия заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Как следует из пунктов 9.1, 9.2 документации об аукционе:
- дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе - день опубликования извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе (на сайте www.zakupki.gov.ru);
- дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе - за 3 дня до даты окончания срока подачи заявок (29 мая 2017 года).
Поскольку дата и время начала подачи заявок - 17.05.2017; дата и время окончания подачи заявок - 02.06.2017, заказчиком, в нарушение положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе:
- дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе не установлена,
- неверно указана дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
3. Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пунктами 4.2 проекта контракта предусмотрено, что контракт действует с момента его подписания сторонами до момента полного исполнения сторонами своих обязательств.
Таким образом, из сведений, содержащихся в проекте контракта, документации о закупке, извещении о закупке, в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе невозможно определить дату или событие, свидетельствующие об окончании действия контракта, и как следствие рассчитать срок действия банковской гарантии.
4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
В силу пункта 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.
В соответствии с пунктами 9.2, 9.4 установлено, что пеня (как для заказчика, так и для подрядчика) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы и определяется по формуле.
Таким образом, в проекте контракта пени за просрочку исполнения обязательств заказчиком и подрядчиком установлены Муниципальным учреждением "Администрация "Варламовского сельского поселения" в нарушение частей 5, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на действия заказчика обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать жалобу ООО "ТеплоЭнергоСервис" на действия аукционной комиссии обоснованной.
4. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1, пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 5, 7 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 5 статьи 66, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
7. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июня 2017 г. N 329
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017