Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июня 2017 г. N 330-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Объединенная Фармацевтическая группа", в присутствии представителя Областного государственного бюджетного учреждения "Кизильская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", действующего на основании доверенности от 07.06.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.06.2017 поступила жалоба ООО "Объединенная Фармацевтическая группа" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата ультразвуковой терапии (извещение N 0369200021417000003) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 23.05.2017 Областное государственное бюджетное учреждение "Кизильская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 246 116 ,67 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 31.05.2017 18:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Объединенная Фармацевтическая группа" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в документации о закупке содержатся характеристики аппарата ультразвуковой терапии, соответствующие производителю - Partner PS-301V. Кроме того, в разъяснениях на запросы участников закупки изменены технические характеристики оборудования, однако не внесены изменения в документацию о закупке и не продлены сроки подачи заявок на участие в аукционе.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился и указал, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта оценивались характеристик оборудования других производителей, в том числе VT 880b AcuVista.
В разъяснениях на запросы участников закупки заказчик указал характеристики узи-аппарата с минимальными и максимальными значениями.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При этом, изменением сути документации о закупке является в том числе изменение характеристик товара, образующих описание объекта закупки, которые фактически изменяют требования заказчика в поставляемому товару.
Так, в техническом задании документации о закупке и приложении N 2 к проекту контракта указаны следующие характеристики аппарата ультразвуковой терапии, а именно: режим работы, глубина сканирования, серая шкала, кинопетля, внутренняя память, преобразования изображения, измерение, ОВ измерения, порты, дисплей, отметки на теле, комментарии, применение, вес, размеры, время работы батареи.
В адрес заказчика 27.05.2017 и 30.05.2017 через функционал электронной площадки поступили запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе по вопросам, касающимся характеристик закупаемого оборудования.
30.05.2017 заказчиком размещены ответы на указанные запросы участников закупки, в которых фактически добавлены новые характеристики аппарата ультразвуковой терапии и изменены имеющиеся наименования и параметры оборудования.
- указаны дополнительные требования к датчикам оборудования (определяемая глубина, разрешение, слепая зона), к обработке изображения, к выводу отчета;
- изменены характеристики оборудования путем установления диапазонных значений показателей, сопровождающихся словами и обозначениями: "не более", "не менее" ">=, <=";
- изменены наименования характеристик оборудования (термин серая шкала изменен на оттенки серого, внутренняя память изменена на архив изображений, преобразования изображения изменен на поворот изображения и другие характеристики).
Таким образом, разъяснения, размещенные заказчиком в единой информационной системе, фактически изменяют существенное условие контракта - характеристики предмета контракта, то есть суть документации о закупке, в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, изменение характеристик приобретаемого товара путем предоставления разъяснений на запросы участников закупки без внесения изменений в документацию о закупке, может привести к заключению контракта не на условиях извещения и документации о закупке.
Вместе с тем, при указанных обстоятельствах внесение изменений в документацию о закупке также не представляется возможным, так как изменение характеристик приобретаемого товара неизбежно приведет к изменению объекта закупки в нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, необъективное описание предмета закупки в документации об аукционе привело к невозможности на законных основаниях предоставить разъяснения на запросы участников закупки и внести изменения в документацию о закупке.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду установления в документации об аукционе характеристик оборудования, соответствующих одному производителю - Partner PS-301V. Кроме того, заявителем не представлены сведения о характеристиках аппаратов ультразвуковой терапии других производителей, имеющих отличные от указанных в техническом задании значения параметров.
При этом, информация, содержащаяся в интернет источниках, не обладает признаками достоверности и полноты, которые необходимы для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что не позволяет признать в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В нарушение пункта 7.1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении и документации о закупке (пункты 16, 23 документации о закупке) не установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки, в соответствии с которым участником закупки должно быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение пункта 7 части 1, части 5 статьи 31 пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении и документации о закупке (пункты 16, 23 документации о закупке) не установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
2. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 18 документации о закупке указан только порядок предоставления разъяснений на запрос участников закупки, тогда как даты начала и окончания срока предоставления заказчиком разъяснений участнику закупки не определены в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В извещении о проведении закупки, сформированном посредством функционала единой информационной системы, указано следующее: единые требования к участникам в соответствии с частями 1, 2, 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. Дополнительная информация к требованию отсутствует.
С учетом изложенного, в извещении о закупке, не конкретизировано требования о необходимости соответствия участника аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и предоставления в составе заявки документов, подтверждающих его соответствие указанному требованию в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение частей 2, 2.1, 6 статьи 31, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 в извещении о закупке неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, которые не должны применяться с учетом предмета осуществления закупки.
4. В нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о закупке не указан порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
5. В нарушение пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке и пункте 29 документации о закупке обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, тогда как в пункте 6.1 проекта контракта размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, что свидетельствует о наличии противоречивых условий исполнения контракта.
6. В нарушение частей 13, 13.1 статьи 34, пункта 2 статьи 42, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 15 документации о закупке указано, что перечисление денежных средств на расчетный счет поставщика осуществляется заказчиком в течение 15 (сорока пяти) календарных дней с даты предоставления поставщиком счета (счет - фактуры) и подписанной товарной накладной на партию товара, тогда как в пункте 2.6 проекта контракта срок оплаты составляет 45 дней после предоставления поставщиком документов об оплате товара, что не позволяет сделать вывод о сроке оплаты поставленного товара.
7. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта заказчиком не установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло по вине другой стороны.
8. В нарушение части 4 статьи 33, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 5.2 проекта контракт не установлен конкретный гарантийный срок на товар, что при заключении контракта может привести к включению в него условий, не предусмотренных частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Объединенная Фармацевтическая группа" на действия заказчика обоснованными в части нарушения порядка предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о закупке.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 7, 7.1 части 1, частей 2, 2.1, 5, 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 2, 11 части 1, частей 3,4 статьи 64, пунктов 2, 8 статьи 42, частей 9, 13, 13.1 статьи 34, пункта 2 статьи 42, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 июня 2017 г. N 330-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017