Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июня 2017 г. N 342
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство многофункциональной площадки (детская, спортивная площадка) на месте хоккейной коробки по адресу: улица Советская, дом 195 (извещение N 0169300000317000590), на действия заказчика при проведении электронного аукциона на ремонт автодороги по ул. Локомотивная (извещение N 0169300000317000552) (далее - аукционы) в присутствии:
- представителя Муниципального казенного учреждения "Магнитогорскинвестстрой" города Магнитогорска, действующего на основании доверенности N 1 от 09.01.2017;
- представителя ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30", действующего на основании доверенности N 34 от 08.06.2017;
в отсутствие Управления муниципального заказа администрации г. Магнитогорска, заявившего ходатайство о рассмотрении жалоб без его участия,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 06.06.2017, 07.06.2017 поступили жалобы ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" на действия заказчика при проведении аукционов (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 25.04.2017, 28.04.2017 Управление муниципального заказа администрации г. Магнитогорска объявило о проведении аукционов.
Заказчиком выступило Муниципальное казенное учреждение "Магнитогорскинвестстрой" города Магнитогорска.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169300000317000590 составляет 2 190 636, 51 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169300000317000552 составляет 417 420, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалоб ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" контракты не заключены.
Представитель заявителя на заседании комиссии поддержал доводы жалоб и указал следующее.
Заказчиком неправомерно отказано в заключении контракта ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30", так как общество в регламентированные законом сроки предоставило подписанные контракты, а также обеспечение исполнения контрактов. Кроме того, в составе заявок на участие в закупках общество подтвердило свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства путем предоставления в составе заявки декларации о соответствии указанной категории субъектов.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснил следующее.
Протоколы отказа от заключения контрактов являются законными и обоснованными, так как общество предоставило недостоверную информацию в части своего соответствия субъектам малого предпринимательства, что подтверждается ответом налогового органа, а также сведениями, размещенными в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с указанными обстоятельствами заказчик отказался от заключения контрактов по части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик исполнил обязанность по размещению в единой информационной системе без своей подписи проектов контрактов для подписания его ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" в регламентированный законом срок, а именно в течение 5 (пяти) дней с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Так, проекты контрактов размещены в единой информационной системе 18.05.2017, то есть в день опубликования протоколов рассмотрения единственной заявки участника закупки от 18.05.2017, что подтверждается снимками с экрана (скриншотами) из личного кабинета заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" разместило в единой информационной системе со своей стороны проекты контрактов, а также документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контрактов в регламентированный для подписания контрактов срок, а именно: 29.05.2017, что также подтверждается снимками с экрана (скриншотами) из личного кабинета заказчика.
Согласно части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Вместе с тем, 31.05.2017 заказчик опубликовал в единой информационной системе в сфере закупок протоколы отказа от заключения контрактов (далее - протоколы) со ссылкой на часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе по причине того, что участник закупки не является субъектом малого предпринимательства.
Оценив в совокупности и взаимосвязи документы и сведения, представленные заказчиком и заявителем, антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В частях 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрены требования к участнику закупки в части отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, а также в части соответствия дополнительным требованиям с учетом специфики и предмета закупки.
В пунктах 1,3, 5-7, 7.1, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе также установлены единые требования к участникам закупки, которые заказчик обязан установить в документации о закупке.
В частности, как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, перечень оснований для отказа от заключения контракта с участником закупки связан исключительно с несоответствием участника закупки, в том числе предоставлением им недостоверной информации, касающейся единых и дополнительных требований к участнику закупки, установленных статьей 31 Закона о контрактной системе.
При этом, условие закупки о том, что участником закупки может быть только субъект малого предпринимательства, социально ориентированная некоммерческая организация в силу статей 27, 30, пункта 5 части 5 статьи 63, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе является ограничением (преимуществом) участия в закупки данных субъектов, а не единым требованием к участнику закупки.
С учетом изложенного, отказы от заключения контрактов по причине того, что участник закупки предоставил недостоверную информацию в части своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства, являются незаконными, как противоречащими части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, в составе вторых частей заявок обществом представлены декларации о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства, что является достаточным условием для признания заявок, соответствующими требованиям документаций о закупках в силу пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Доводы заказчика, согласно, которым сведения об обществе отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на сайте Федеральной налоговой службы РФ, что также подтверждается письмом УФНС России по Челябинской области (N 18-33/18558 от 30.05.2017), являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации") сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей (далее - реестр).
При этом, частью 5 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что при обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по подтверждению соответствия хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства путем включения сведений в указанный реестр, за исключением части 5 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
С учетом, изложенного, отсутствие сведений об участнике закупки в реестре не свидетельствует однозначно и достоверно о том, что указанный субъект не является субъектом малого предпринимательства.
Кроме того, в силу подпунктов б-д пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" одним из обязательных условий, позволяющих отнести хозяйствующих субъектов, в том числе акционерные общества к субъектам малого предпринимательства, является соблюдение одного из указанных требований:
- акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
- учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев;
- юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
- юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий".
Вместе с тем, заказчик не предоставил сведения, позволяющие сделать вывод о том, что ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" не соответствует требованиям подпунктов б-д пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", что также не позволяет сделать вывод о предоставлении обществом недостоверной информации в части принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
При этом, на заседании Комиссии заявитель подтвердил, что среднесписочная численность работников ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" за 2016 год (по форме КНД 1110018) составляет 5 человек. Доход ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" за 2016 год общества согласно бухгалтерскому балансу составляет 9 541 000 рублей.
Таким образом, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, а также доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает значения, предусмотренные пунктами 2,3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
На основании изложенного, заказчик необоснованно отказался от заключения контрактов по основанию предоставления ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" недостоверной информации, касающейся принадлежности указанного общества к субъектам малого предпринимательства, в том числе не предоставил достаточных доказательств, подтверждающих указанный факт, что противоречит части 9 статьи 31, части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ЗАО "Научно-производственный центр "ВНИПИ САУ-30" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалоб признать в действиях заказчика нарушение части 9 статьи 31, части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июня 2017 г. N 342
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017