Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июня 2017 г. N 116-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращений ИП Микаиловой И.И. (далее - заявитель) провела внеплановую проверку действий ГБУЗ "ЧОКБ", аукционной комиссии по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на поставку дезинфицирующих средств (извещения N 0369200000517000265, 0369200000517000266, 0369200000517000268, 0369200000517000269, 0369200000517000282, 0369200000517000283, 0369200000517000284, 0369200000517000285) (далее - аукционы, закупки) в присутствии:
- представителей ГБУЗ "ЧОКБ" (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 09.01.2017 N б/н, от 24.05.2017 N б/н;
- представителя ООО "Ватиком" (далее - победитель закупок, заинтересованное лицо), действующего на основании решения о назначении генеральным директором от 16.12.2015 N 3;
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Челябинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 15.05.2017 поступили жалобы ИП Микаиловой И.И. на действия заказчика при проведении рассматриваемых аукционов, объявленных заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы 03.05.2017, 05.05.2017 извещений об осуществлении закупок, документаций об аукционах.
Жалобы возвращены Заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 17.05.2017 N 286,287,288,289,290,291,292,293-ж/2017, в связи с нарушением части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000265) - 499 421 рубль 31 копейка.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000266) - 482 119 рублей 79 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000268) - 470 308 рублей 09 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000269) - 468 495 рублей 18 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000282) - 499 731 рубль 54 копейки.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000283) - 499 706 рублей 72 копейки.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000284) - 499 729 рублей 36 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0369200000517000285) - 385 146 рублей 92 копейки.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционах - 15.05.2017 в 09:00.
По итогам проведения аукционов с победителем закупок ООО "Ватиком" заключены контракты.
Доводы жалоб заключаются в следующем.
В пункте 23 аукционных документаций установлено требование о предоставлении участниками закупок во второй части заявок на участие в закупках сертификата соответствия товара по форме СТ-1. Данное требование является незаконным и ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников закупок.
В позиции N 3 технических заданий по аукционам (извещения N 0369200000517000265, 0369200000517000266, 0369200000517000268, 0369200000517000282, 0369200000517000283, 0369200000517000284, 0369200000517000285) заказчик указал в фасовке и единице измерения - банка, в то же время выход рабочего раствора указан из упаковки. Данные требования к фасовке товара могут ввести в заблуждение участников закупки, поскольку не понятно, что подразумевает под собой упаковка, в которой должен быть поставлен товар.
В позиции N 4 технических заданий по аукционам (извещения N 0369200000517000265, 0369200000517000266, 0369200000517000282, 0369200000517000283, 0369200000517000284, 0369200000517000285) заказчиком установлены требования к поставляемому товару, соответствующие дезинфицирующим средствам "Форимикс окси" (Форекс хлор комплит), выпускаемых одним производителем - ООО "Донская научно-производственная компания "Альфа". Указанные требования ограничивают конкуренцию.
Представители заказчика с доводами жалоб заявителя не согласились, представили письменные возражения и на заседании Комиссии указали следующее.
Заказчиком в целях соблюдения требований законодательства о контрактной системе сформированы требования к содержанию второй части заявки с учетом требований Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В описании объекта закупки заказчиком указан выход из одной банки (упаковки) средства.
Под описание объекта закупки по всем позициям технического задания, в том числе и по позиции N 4, подходят дезинфицирующие средства различных производителей.
Заинтересованным лицом представлена сводная таблица, из которой следует, что участниками закупок в составе заявок представлена недостоверная информация в связи с чем аукционная комиссия должна была признать заявки этих участников несоответствующими требованиям аукционной документации.
Представители заказчика пояснили, что аукционной комиссией факт представления участниками закупки недостоверной информации установлен не был, на момент рассмотрения заявок сведения о представлении недостоверной информации у аукционной комиссии отсутствовали, в связи с чем все участники закупки допущены до участия в аукционах и признаны соответствующими требованиям аукционных документаций.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Как следует из материалов дела, заказчиком осуществляется закупка товара "Дезинфицирующее средство" с кодом по ОКПД2 20.20.14.000 "Средства дезинфекционные".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102) продукция, соответствующая коду по ОКПД2 20.20.14.000, входит в перечень, утвержденный ПП РФ N 102.
Представители ГБУЗ "ЧОКБ" на заседании Комиссии антимонопольного органа пояснили, что заказчиком установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционах сертификата соответствия товара по форме СТ-1, поскольку продукция соответствующая коду по ОКПД2 20.20.14.000 входит в перечень, утвержденный ПП РФ N 102.
Следует отметить, что дезинфицирующие средства не относятся к изделиям медицинского назначения, в связи с чем ПП РФ N 102 в рамках настоящих закупок не применяется.
Исходя из материалов дела следует, что заказчиком установлено требование о наличии в составе второй части заявки на участие в аукционе сертификата соответствия товара по форме СТ-1 в качестве документа, подтверждающего соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, аукционная комиссия, не признавала заявки участников закупки несоответствующими требованиям аукционной документации, поскольку ПП РФ N 102 не подлежало применению по причине того, что участниками закупок в составе заявок на участие в аукционах предложены различные товары отечественных производителей, но не представлены предусмотренные ПП РФ N 102 сертификаты о происхождении товара.
2. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещено совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в техническом задании (часть II аукционных документаций).
2.1. Согласно техническим заданиям по аукционам (извещения N 0369200000517000265, 0369200000517000266, 0369200000517000268, 0369200000517000282, 0369200000517000283, 0369200000517000284, 0369200000517000285), заказчику по позиции 3 требуется дезинфицирующее средство в фасовке - банка. Единица измерения - банка.
Вместе с тем, выход рабочего раствора указан из упаковки.
По мнению заявителя, данные требования к фасовке товара могут ввести в заблуждение участников закупки, поскольку не понятно, что подразумевает под собой упаковка, в которой должен быть поставлен товар.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители заказчика пояснили, что выход рабочего раствора указан из одной упаковки (банки) средства.
Заказчиком дан ответ на запрос о разъяснении положений документации, из которого следует, что в описании объекта закупки выход указан из одной банки (упаковки) средства. Упаковка подразумевает одну банку средства.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушения требований законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком указана единица измерения и фасовка поставляемого товара, из которых можно сделать вывод об упаковке, в которой должен быть поставлен закупаемый товар.
2.2. В соответствии с пунктом 4 технических заданий по аукционам (извещения N 0369200000517000265, 0369200000517000266, 0369200000517000282, 0369200000517000283, 0369200000517000284, 0369200000517000285) заказчику требуется дезинфицирующее средство, предназначенное для дезинфекции поверхностей помещений и приборов, кувезов, наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования, уборочного инвентаря, сантехники, столовой и лабораторной посуды, ИМН; обеззараживания отходов классов Б и В, загрязненных биологическими жидкостями; в том числе прописанные в инструкции по применению режимы дезинфекции вакцин; обеззараживания систем вентиляции, кондиционирования, а также воздуха помещений.
По мнению заявителя, заказчиком установлены требования к поставляемому товару, соответствующие только дезинфицирующим средствам "Форимикс окси" (Форекс хлор комплит), выпускаемых одним производителем - ООО "Донская научно-производственная компания "Альфа". Указанные требования ограничивают конкуренцию.
Вместе с тем, ИП Микаиловой И.И. не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности предложения заявителем к поставке дезинфицирующих средств иных производителей, ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки, а также, что действия заказчика по установлению таких требований к товару нарушают права и законные интересы ИП Микаиловой И.И.
Представители заказчика пояснили, что по позиции N 4 технических заданий соответствуют минимум два дезинфицирующих средства - "ФОРИМИКС-ОКСИ", производитель ООО НПК "Альфа" (Россия), "МЕГАБАК", производитель ООО "ИНТЕРСЭН-плюс" (Россия), представили инструкции к указанным дезинфицирующим средствам.
Таким образом, довод заявителя о соответствии только одного дезинфицирующего средства характеристикам, установленным в позиции N 4 технических заданий не находит своего подтверждения.
3. В силу части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Заинтересованным лицом представлена сводная таблица, из которой следует, что участниками закупок в составе заявок представлена недостоверная информация в связи с чем аукционная комиссия должна была признать заявки этих участников несоответствующими требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе у аукционной комиссии отсутствовали сведения о представлении участниками закупки недостоверной информации, факт представления участниками закупки недостоверной информации установлен не был, в связи с чем все участники закупки допущены до участия в аукционах и признаны соответствующими требованиям аукционных документаций.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы обращений ИП Микаиловой И.И. о нарушении в действиях заказчика законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на поставку дезинфицирующих средств (извещения N 0369200000517000265, 0369200000517000266, 0369200000517000268, 0369200000517000269, 0369200000517000282, 0369200000517000283, 0369200000517000284, 0369200000517000285) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии К.А. Долгополова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 июня 2017 г. N 116-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2017