Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2017 г. N ЭА-1141/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи при проведении уполномоченным органом - администрацией города Сочи - исполнительно-распорядительным органом МО г.Сочи электронного аукциона: "Выполнение работ по обустройству (оборудованию, дооборудованию) детских площадок Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году (в местах общего пользования, находящихся в муниципальной собственности)" (извещение N 0118300018717000715) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, а также требования, не соответствующие ГОСТ. В п.3,п.4 описания объекта закупки аукционной документации установлены конкретные требования, однако не указаны предельные отклонения. В п.7, п.10, п.18 указаны значения показателя габаритных размеров без соотношения с конкретными размерами товара.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией города Сочи - исполнительно-распорядительным органом МО г.Сочи проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по обустройству (оборудованию, дооборудованию) детских площадок Лазаревского внутригородского района города Сочи в 2017 году (в местах общего пользования, находящихся в муниципальной собственности)" (извещение N 0118300018717000715).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 450 000,0 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что:
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В разделе "Сведения о материалах" аукционной документации установлены следующие требования:
21 |
Щебень |
|
Фракция, мм, в диапазоне |
от 5 до 10 |
|
Плотность, кг/м3 |
1300 |
Согласно ГОСТ 10832-91 в зависимости от насыпной плотности песок и щебень подразделяют на марки, указанные в табл.2.
|
|
Марка по насыпной плотности |
Насыпная плотность, кг/м3 |
75 |
До 75 включ. |
100 |
до 100 " |
150 |
100 " 150 " |
200 |
150 " 200 " |
250 |
200 " 250 " |
300 |
250 " 300 " |
350 |
300 " 350 " |
400 |
350 " 400 " |
500 |
400 " 500 " |
Примечание. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем при соответствующем технико-экономическом обосновании выпуск песка марки по насыпной плотности 600, щебня - марок по насыпной плотности 600, 700 для конструкционных легких бетонов.
(Измененная редакция. Изм. N 2) |
ГОСТ 8267-93, на который в своих пояснениях ссылается заказчик, не содержит характеристику "Плотность, кг/м3 - 1300".
Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, несоответствующие ГОСТ, а также требования, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
|
|
Каркас фундамента |
|
18 |
Качалка на пружине типа "Дельфин" |
Размер каркаса, мм |
не менее 450х450х450 |
Металлический уголок, мм |
не менее 50х50х4 |
Раздел "Сведения о материалах", инструкция по заполнению заявок не содержат порядок прочтения числовых значений в совокупности с габаритными характеристиками объекта, что не позволяет определить требование Заказчика и нарушает п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение допущено Заказчиком по п. 7, п.10 раздела "Сведения о материалах" аукционной документации.
Кроме того, в п.10 раздела "Сведения о материалах" указано: Детский игровой комплекс с горкой: Трап-барабан с перекладиной и канатом: Настил трапа, доска, толщина, мм - не менее 90х40х1000, что не носит объективный характер
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1 |
Бетон |
|
||
Класс, В |
15 |
Заказчиком установлено требование к классу прочности бетона, который должен быть обеспечен при выполнении конкретного вида работ. Использование конкретного класса бетона установлено технической документацией заказчика.
В соответствии с ГОСТ 26633-2015 бетонные смеси должны соответствовать требованиям ГОСТ7473.
В соответствии с п. 3.5 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного состава - бетонная смесь, состав которой и используемые при ее приготовлении составляющие задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этого состава.
Класс бетонной смеси по прочности на сжатие и марка по водонепроницаемости являются доступной информацией для участников закупки.
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний, необоснован.
По мнению заявителя, заказчиком в п.2,п.4 описания объекта закупки аукционной документации установлены требования к указанию конкретного значения предельного отклонения, что невозможно без наличия товара на руках.
|
|
Габаритные размеры: |
||
Качалка -балансир |
Высота от земли до верха спинки, мм |
от 800 до 840 |
||
2 |
Высота от земли до сидения, мм |
от 450 до 500 |
||
|
Длина, мм |
от 2110 до 2500 |
||
|
|
Полотно качалки |
||
|
|
Толщина доски, мм |
не менее 40 |
|
|
|
Ширина доски, мм |
не менее 200 |
|
|
|
Фанера влагостойкая, толщина, мм |
не менее 15 |
|
|
|
Полотно качалки, цвет |
бежевый |
|
|
|
Для прочности доска и влагостойкая фанера склеены между собой |
соответствует |
|
3 |
Качели на металлических стойках (двойные) |
|
Габаритные размеры |
|
|
Высота, мм |
от 2100 до 2300 |
||
|
|
Длина, мм |
от 3600 до 3800 |
|
|
|
Ширина, мм |
от 1310 до 1600 |
|
|
|
Стойка |
||
|
|
Стальная окрашенная труба, длина, мм |
не менее 2700 |
|
|
|
Стальная окрашенная труба, диаметр, мм |
не менее 48 |
|
|
|
Толщина стенки стальной трубы, мм |
не менее 3 |
В указанных позициях подобное требование отсутсвует.
Аналогичные требования установлены заказчиком по п.4 раздела "Сведения о материалах".
Заявитель указывает, что Заказчик в п.3, п.4 не указал предельные отклонения по толщине стенки в соответствии с ГОСТ 10704-91. Кроме того, участник закупки не может определить данный показатель, не имея товар в наличии.
П. 6 ГОСТ 10704-91 установлено, что предельные отклонения по толщине стенки должны соответствовать:10% - при диаметре труб до 152 мм.
Данным ГОСТ также установлены примеры условных обозначений, а именно:
Труба с наружным диаметром 76 мм, толщиной стенки 3 мм, мерной длины, II класса точности по длине, из стали марки СтЗсп, изготовленная по группе В ГОСТ 10705-80:
То же, повышенной точности по наружному диаметру, длиной, кратной 2000 мм, I класса точности по длине, из стали марки 20, изготовленная по группе Б ГОСТ 10705-80:
Труба с наружным диаметром 25 мм, толщиной стенки 2 мм, длиной, кратной 2000 мм, II класса точности по длине, изготовленная по группе Д ГОСТ 10705-80:
Таким образом, установленные Заказчиком требования, является достаточными для определения качества поставляемого товара.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе при описании п.21, п.7, п.10, п.18 раздела "Сведения о материалах" аукционной документации.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи нарушение п.1) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3.Уполномоченному органу - администрации города Сочи (отраслевой комиссии), Заказчику - администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2017 г. N ЭА-1141/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017