Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2017 г. N ЭА-1150/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО СФ "МастерСтрой", в присутствии представителя МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика", рассмотрев жалобу ООО СФ "МастерСтрой" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту: "Содержание сетей ливневой канализации и насосных станций в г. Краснодар в 2017 году" (извещение N 0318300577617000052) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО СФ "МастерСтрой" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые противоречат ГОСТ и носят необъективный (избыточный) характер, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. Инструкция по заполнению заявки содержит нарушения Закона о контрактной системе и не позволяет подготовить заявку на участие в данном аукционе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласен. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по объекту: "Содержание сетей ливневой канализации и насосных станций в г. Краснодар в 2017 году" (извещение N 0318300577617000052).
Начальная (максимальная) цена контракта - 89 994 969,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.п. 1), 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В "Сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара" аукционной документации установлено:
Позиция 3 "Раствор готовый кладочный цементный ГОСТ 28013-98": наибольшая крупность зерен заполнителя - не более 2,5 мм.
Согласно инструкции по заполнению заявки "При указании значений в сопровождении слов "не менее х", "не более х", "не ниже х", "не выше х", "не должно превышать х" участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" включены в интервал допустимых значений. При указании слов "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "не должно превышать", "уже", "шире", "не позднее", участник должен сделать конкретное предложение без указания слов "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "ранее", "не ранее", "не ниже", "не выше", "не должно превышать", "уже", "шире", "не позднее", если настоящей инструкцией не предусмотрено иное".
П. 4.14.8 ГОСТ 28013-98 установлено, что наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более:
|
|
|
|
|
- кладочные (кроме бутовой кладки) |
2,5
|
|
Таким образом, установленный Заказчиком показатель не подлежит конкретизации в соответствии с ГОСТ, поскольку невозможно предоставить наполнение одной величины.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
Аналогичное требование установлено также по позиции 4.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании п. 4) ч. 2 ст. 61 Закона о контрактной системе для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:
4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
В п. 3 Раздела 8 "Инструкции по заполнению заявки установлено, что помимо документов и информации, содержащихся в 1 и 2 частях заявки на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия рассматривает документы, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 44-ФЗ, направленные заказчику/департаменту оператором электронной площадки:
3) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Позиция 8 "Кирпич керамический": длина кирпича - не более 288 мм; ширина кирпича - не более 138 мм; толщина кирпича - не более 88 мм. Заявитель указывает, что Заказчиком не указаны предельные отклонения в соответствии с ГОСТ 530-2012, в связи с чем, Заказчиком использованы нестандартные показатели.
Таблицей 2 ГОСТ 530-2012 установлено:
Таблица 2 - Номинальные размеры кирпича
В миллиметрах
|
|
|
|
|
|
Вид изделия |
Обозначение вида |
Номинальные размеры |
Обозначение размера изделия |
||
|
|
Длина |
Ширина |
Толщина |
|
Кирпич |
КР |
250 |
120 |
65 |
1 НФ |
|
|
250 |
85 |
65 |
0,7 НФ |
|
|
250 |
120 |
88 |
1,4 НФ |
|
|
250 |
60 |
65 |
0,5 НФ |
|
|
288 |
138 |
65 |
1,3 НФ |
|
|
288 |
138 |
88 |
1,8 НФ |
|
|
250 |
120 |
55 |
0,8 НФ |
Кирпич с горизонтальными пустотами |
КРГ |
250 |
120 |
88 |
1,4 НФ |
|
|
250 |
200 |
70 |
1,8 НФ |
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 530-2012 предельные отклонения от номинальных размеров не должны превышать на одном изделии, мм:
|
|
|
- по длине: |
|
|
|
кирпича и камня без пазогребневого соединения |
_4, |
|
камня с пазогребневым соединением |
_10; |
- по ширине: |
|
|
|
кирпича, камня шириной не более 120 мм |
_3, |
|
камня шириной более 120 мм |
_5; |
- по толщине: |
|
|
|
кирпича лицевого |
_2, |
|
кирпича рядового |
_3, |
|
камня |
_4. |
П. 4.3.1 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение керамических изделий должно состоять из обозначения вида изделия в соответствии с таблицами 2 и 3; букв р - для рядовых, л - для лицевых, кл -для клинкерных, пг - для камней с пазогребневой системой, ш - для шлифованных камней; обозначения размера кирпича - в соответствии с таблицей 2, номинальных размеров камня - в соответствии с таблицей 3, рабочего размера камня с пазогребневой системой - в соответствии с таблицей 3, обозначений: по - для полнотелого кирпича, пу - для пустотелого кирпича, марок по прочности, класса средней плотности; марки по морозостойкости и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
Кирпич рядовой (лицевой), полнотелый, размерами 25012065 мм, формата 1НФ, марки по прочности М200, класса средней плотности 2,0, марки по морозостойкости F50:
КР-р-по (КР-л-по) 25012065/1НФ/200/2,0/50/ГОСТ 530-2012.
Таким образом, установленные Заказчиком размеры кирпича соответствуют требованиям ГОСТа. Отсутствие указания на предельные отклонения не может расцениваться, как использование Заказчиком нестандартных показателей.
Позиция 6 "Люки чугунные с решеткой для дождеприемного колодца": внешний вид - должен представлять собой чугунную раму (корпус) с решеткой, которая монтируется на ливнесточный колодец на одном уровне с поверхностью. Заявитель указывает, что данное требование к монтажу люка необоснованно.
Вместе с тем, данное описание представляет собой непосредственно конструкцию люка, а также способ его монтирования, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Позиция 1 "Щебень из природного камня для строительных работ": Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы - 1-4. Заявитель указывает, что применение символа "-" не описано в инструкции по заполнению заявки, что не позволяет сформировать заявку на участие в данном электронном аукционе.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки установлено: "В случае, если в документации указаны максимальные (не более, менее) и/или минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до".
Таким образом, инструкция по заполнению содержит применение символа "-".
Кроме того, по данной позиции Заказчику поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации:
Запрос участника о даче разъяснения положений аукционной документации |
Ответ на запрос участника о даче разъяснения положений аукционной документации МКУ "Единая служба заказчика" |
Согласно инструкции: "В случае, если в документации указаны максимальные (не более, менее) и/или минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до"". Но, по ряду позиций (например: п.1 Щебень из природного камня для строительных работ Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы 1-4; п.2 Смеси бетонные, БСГ, на гранитном щебне Марка по удобоукладываемости Р1 - Р2; П1 - П3; Ж1 - Ж2 и т.п.) в "Сведениях" отсутствуют вышеуказанные словосочетания, а что в подобной ситуации указывать участнику закупки неясно, каким образом конкретизировать?! По данному пункту просим внести в инструкцию соответствующие изменения. |
Уважаемый участник закупки, в соответствие с инструкцией по заполнению заявок указано, что в случае, если в документации указаны максимальные и/или минимальные значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" участником данные показатели должны быть конкретизированы, то есть при указании значений разделенных символами "Тире" и "дефис" участником значение должно быть конкретизировано, то есть указано одно конкретное значение, например Марка по удобоукладываемости или Р1 или Р2, или П1 или П2, или Ж1 или Ж2. |
Позиция 4 "Асфальтобетонные смеси дорожные, мелко и крупнозернистые ГОСТ 9128-2013": Должна представлять собой рационально подобранную смесь минеральных материалов (щебня; гравия и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Заявитель указывает, что смесь минеральных материалов возможно определить только по результатам испытаний. При этом документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, Заявителем не представлены.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Таким образом, установленное Заказчиком описание не противоречит ГОСТ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СФ "МастерСтрой" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позициям 3, 4; установления требований к составу документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - МКУ МО г. Краснодар "Единая служба заказчика" выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторно предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2017 г. N ЭА-1150/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017