Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 июня 2017 г. N ЭА-1183/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее Заявитель) на действия заказчика - управление жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ при проведении уполномоченным органом - отделом по определению поставщиков администрации МО г. Горячий Ключ открытого электронного аукциона N 0318300457617000117 "Ремонт ул. Кубанской от ул. Хадыженской до ул. Восточной в г. Горячий Ключ" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Юла" считает, что документация электронного аукциона, разработанная заказчиком, содержит нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): требования к товарам носят необъективный характер, часть показателей можно определить методом исследований.
Представитель заказчика пояснил, что при формировании документации использовались открытые источники информации, в также ГОСТы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - отделом по определению поставщиков администрации МО г. Горячий Ключ на официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона N 0318300457617000117 "Ремонт ул. Кубанской от ул. Хадыженской до ул. Восточной в г. Горячий Ключ". Начальная (максимальная) цена контракта 2 049 203,00 рублей. Заказчик - управление жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В аукционной документации заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ с указанием характеристик, а также Инструкция по заполнению заявки.
В поз.1 Битум заказчиком установлены требования, в том числе: глубина проникновения иглы, 0,1 мм при 25°С, в пределах диапазона 61-200, при 0°С, не менее 20, температура размягчения по кольцу и шару °С не ниже 40,температура самовоспламенения, не менее °С 368, растяжимость при 25°С, см, не менее 55, растяжимость при 0°С, см, не менее, температура хрупкости, °С, не выше (-15), температура вспышки, °С, не ниже 220, изменение температуры размягчения после прогрева,°С, не более 6, диапазон индекса пенетрации (-1,0)-(1,0). Аналогичным образом изложены требования в позициях 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 11.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные показатели определяются по результатам испытаний, что предусмотрено в ГОСТах, указанных заказчиком в Описании объекта закупки. Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара, в том, числе, химический состав, характеристики компонентов, из которого изготовлен товар. В связи с чем, подробное требование о предоставлении, описании в заявке показателей, определяемых по результатам испытаний, носит необъективный характер. Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Заявитель также указывает, что в позиции 10 Смеси бетонные установлены требования к классу бетона по прочности на сжатие (В15), марка бетона по морозостойкости, по водонепроницаемости, показатели которого возможно определить только по результатам испытаний.
Согласно п. 3.4 ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь заданного качества - это бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик. П. 4.3 данного ГОСТа также установлено, что условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений:
бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
Примечание - При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу (B, Bt, Btb, Btt ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии (Rm), а требования по удобоукладываемости - по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям.
В соответствии с п.4.3.1 ГОСТа 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18,W20.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели требовались заданного качества, что не противоречит ГОСТ 26633-2015 и из чего следует, что подрядчик при осуществлении работ оформлял бы заказ по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам. В связи с чем, доводы жалобы в данной части необоснованны.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по позициям 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 11.
2. Признать в действиях заказчика - управления жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - управлению жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ, уполномоченному органу (единой комиссии) - отделу по определению поставщиков администрации МО г. Горячий Ключ выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 498
по делу N ЭА-1183/2017
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
08 июня 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу N ЭА-1183/2017 от 08.06.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Юла" на действия заказчика - управление жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ при проведении уполномоченным органом - отделом по определению поставщиков администрации МО г. Горячий Ключ открытого электронного аукциона N 0318300457617000117 "Ремонт ул. Кубанской от ул. Хадыженской до ул. Восточной в г. Горячий Ключ" в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает Заказчику - управлению жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ, уполномоченному органу (единой комиссии) - отделу по определению поставщиков администрации МО г. Горячий Ключ устранить нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулировании электронного аукциона N 0318300457617000117;
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и аннулировании электронного аукциона. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней с момента его получения.
Заказчику, уполномоченному органу в письменном виде в срок до 30.06.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 июня 2017 г. N ЭА-1183/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017