Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 июня 2017 г. N ЭА-1199/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО НПП "Микроком" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МКУ г. Сочи "Управление капитального строительства" при проведении уполномоченным органом - администрацией города Сочи - исполнительно-распорядительным органом МО г.Сочи электронного аукциона: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)" (извещение N 0118300018717000743) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком неправомерно установлено требование о документальном подтверждении участниками закупки соответствия запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что между проектом контракта и информационной картой имеются разночтения в части сроков оплаты работ, а также порядка привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства. Кроме того, в п.19.4 проекта контракта установлено: "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях неисполнения Подрядчиком требований, указанных в пунктах 3.5., 4.4.13., 4.4.24., 4.4.32., 4.4.40". При этом, по мнению заявителя, ни одно из оснований одностороннего отказа, указанных в п.19.4 проекта контракта не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены избыточные требования к товарам (материалам).
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией города Сочи - исполнительно-распорядительным органом МО г.Сочи проводился электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)" (извещение N 0118300018717000743).
Начальная (максимальная) цена контракта - 107 638 040,96 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и п.36 Информационной карты аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
По мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование о документальном подтверждении участниками закупки соответствия запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Аналогичные требования, соответствующие п.6) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, установлены заказчиком в п.26 Информационной карты, п.3.2.4 аукционной документации.
На заседании Комиссии заказчиком пояснено, что для подтверждения соответствия требованиям ст.14 Закона о контрактной системе требуется предоставление только выписки из ЕГРЮЛ, направляемой оператором в составе второй части заявки.
Заявитель указывает, что между проектом контракта (п.14.4) и информационной картой (п.15) имеются разночтения в части сроков оплаты работ.
В п. 15 Информационной карты установлено: "Краткое изложение условий контракта, содержащее описание объекта закупки (в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)":
"1) Работы выполняются в соответствии со сметной документацией на объект: "Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)" (реконструкция, строительство).
2) В соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поставщик (подрядчик, исполнитель), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 10% от цены контракта".
Форма, сроки, условия и порядок оплаты товара, работ, услуг установлены в п. 12 Информационной карты: "Муниципальный заказчик не позднее, чем через 30 (тридцать) дней после подписания им акта приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-2, КС-3), обязуется оплатить Подрядчику стоимость приняты Муниципальным заказчиком, после представления Подрядчиком Муниципальному заказчику счетов (счетов-фактур). Муниципальный заказчик оплачивает Подрядчику стоимость выполненных объемов работ по формам КС-2 (акт о приемке выполненных работ), КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат), в соответствии с протоколом согласования о договорной цене (Приложение N 3), в сумме не превышающей 95% от суммы контракта. Окончательный расчет за выполненные работы производится Муниципальным заказчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней после полного завершения Подрядчиком всех работ, установленных контрактом, включая устранение выявленных дефектов, на основании акта о приемки законченного строительством объекта К( С-11), при условии перечисления в порядке, установленном разделом 17 контракта, неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи, но не позднее 29.12.2017 г".
В п. 14.4 Проекта контракта сказано, что Муниципальный заказчик не позднее, чем через 30 (тридцать) календарных дней после подписания им акта приемки законченного строительством объекта (КС-11) и всех справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС2, КС-3), обязуется оплатить Подрядчику стоимость принятых Муниципальным заказчиком по акту работ, в соответствии с графиком финансирования работ (Приложение N2 2), после представления Подрядчиком Муниципальному заказчику счетов (счетов-фактур) и при условии перечисления в порядке, установленном разделом 17 настоящего контракта, неустойки (при ее наличии) в доход бюджета города Сочи, на основании платежного документа, оформленного Муниципальным заказчиком (получателем бюджетных средств) с указанием в таком платежном документе Подрядчика, за которого осуществляется перечисление неустойки в соответствии с условиями контракта.
Форм КС-2 и КС-3 на протяжении строительства может быть предоставлено подрядчиком несколько и оплачиваются они отдельно в течении 30 дней, а акт приемки законченного строительством объекта (КС-11) оплачивается после окончания и приемки всех работ, предусмотренных контрактом также в течении 30 дней.
Таким образом, данные требования, установленные заказчиком, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации установлено требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заявитель указывает, что требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций ограничивает возможность участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 107 638 040,96 рублей.
Таким образом, участниками закупки не могут быть субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Заявитель указывает, что в п.19.4 проекта контракта установлено: "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях неисполнения Подрядчиком требований, указанных в пунктах 3.5., 4.4.13., 4.4.24., 4.4.32., 4.4.40". При этом, по мнению заявителя, ни одно из оснований одностороннего отказа, указанных в п.19.4 проекта контракта не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе.
Ч.8, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч.1 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В п.19.4 проекта контракта установлено: "Муниципальный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях неисполнения Подрядчиком требований, указанных в пунктах 3.5., 4.4.13., 4.4.24., 4.4.32., 4.4.40", а именно:
"3.5. В случае, если Подрядчик не приступил к выполнению контракта в установленные сроки, либо выполняет обязательства, предусмотренные Контрактом с нарушением установленных Графиком выполнения работ сроков более чем на 10 календарных дней, равно как и в случае нарушения Подрядчиком конечного срока выполнения работ, Муниципальный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта, уведомив Подрядчика за 10 календарных дней о расторжении контракта в одностороннем порядке, и требовать возмещения убытков и оплаты неустойки в соответствии с разделом 17 (Ответственность сторон) Контракта.
4.4.13. Передать по окончании работ Муниципальному заказчику исполнительную документацию о выполненных строительных и монтажных работах, согласно нормам СНиП (строительные нормы и правила) и иную информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования результатов работ (объекта).
4.4.24. Ежедневно до 17 часов 30 минут представлять Муниципального заказчику отчеты о ходе выполнения работ по форме - Приложение N 6, предоставлять еженедельно отчеты о ходе выполнения работ по форме - Приложение N 7, ежемесячно отчеты о ходе выполнения работ по форме - Приложение N 8 на бумажном и электронном носителе. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) Подрядчиком указанных требований будет расцениваться как существенное нарушение Подрядчиком Муниципального контракта, влекущего за собой право Муниципального заказчика отказаться от исполнения контракта в соответствии с п. 3.5 Контракта и требовать возмещения убытков и оплаты неустойки в соответствии с разделом 17 (Ответственность сторон) Контракта и действующим гражданским законодательством.
4.4.32. В случае исключения Подрядчика или субподрядчика из реестра саморегулируемой организации, выдавшей Подрядчику или субподрядчику свидетельство дающее право осуществлять деятельность (выполнять работы) по настоящему контракту, в письменном виде известить об этом Муниципального заказчика в течение 2 (двух) календарных дней, с момента такого исключения.
4.4.40. Постоянно вести журнал учета выполненных работ и своевременно оформлять исполнительную документацию и акты на скрытые работы".
Письмом Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2016 г. NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено: "С целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта полагаем целесообразным включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе: отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ)".
Таким образом, требования, установленные заказчиком в п.19.4 проекта контракта не противоречат нормам Закона о контрактной системе, ГК РФ.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования:
2 |
Горячекатаная арматурная сталь ГОСТР52544-2006 |
|
Класс |
А500С |
|
вид |
прутки |
|
|||
длина |
10-12 |
м |
|||
На поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. В катанке не допускаются остатки усадочной раковины. |
требуется соответствие |
|
|||
диаметр |
32, 28 |
мм |
|||
3 |
Горячекатаная арматурная сталь ГОСТР52544-2006 |
|
Класс |
А500С |
|
вид |
мотки |
|
|||
На поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. В катанке не допускаются остатки усадочной раковины |
требуется соответствие |
|
|||
диаметр |
12, 8 |
мм |
В соответствии с п.5.3 ГОСТ Р 52544-2006 на поверхности арматурного проката не допускаются:
- трещины;
- закаты, плены и раковины, ухудшающие его характеристики.
В ГОСТ Р 52544-2006 отсутствуют требования, установленные заказчиком в п.2, п.3 раздела "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" (На поверхности катанки не должно быть раскатанных трещин, прокатных плен, закатов, усов и раскатанных загрязнений. Не допускаются отпечатки, рябизна, раскатанные пузыри и риски, отдельные мелкие плены, выводящие размеры катанки за предельные отклонения по диаметру. В катанке не допускаются остатки усадочной раковины).
Аналогичные требования, не соответствующие ГОСТ установлены также по п.10 раздела "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ".
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НПП "Микроком" обоснованной в части наличия требований, не соответствующих ГОСТ (п.2, п.3, п.10 раздела "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ").
2. Признать в действиях заказчика - МКУ г. Сочи "Управление капитального ремонта" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что электронный аукцион: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Подведение инженерных сетей и коммуникаций до границ земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)" (извещение N 0118300018717000743) признан несостоявшимся, предписание не выдавать.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 июня 2017 г. N ЭА-1199/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017