Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТОЗОТ" (далее - Заявитель) на действия администрации Ванновского сельского поселения Тбилисского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт ул. Колхозной от дома N 4 до а/д ст- ца Тбилисская - ст-ца Воздвиженская в с. Шереметьевском" (извещение N 0818300021917000029) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: 1) запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, нарушает положения Закона о контрактной системе; 2) в Извещении Заказчиком установлены преимущества, однако в документации преимущества не установлены; 3) Заказчиком нарушен п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании материалов по поз.4 "Щебень"; 4) по поз.6 "Минеральный порошок" Заказчик требует указать конкретную марку.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом МКУ "Управления муниципальными закупками МО Тбилисский район" проводился электронный аукцион: "Ремонт ул. Колхозной от дома N 4 до а/д ст- ца Тбилисская - ст-ца Воздвиженская в с. Шереметьевском" (извещение N 0818300021917000029).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 499 325,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письма Министерства экономического развития Российской Федерации N12589-ЕЕ/b28и от 28.04.2016 г. и разъяснений ФАС России NАЦ/28993/16 от 28.04.2016 г. требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении N1457, может быть установлено Заказчиком на основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, так и на основании п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Применение Заказчиком любых указанных положений Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N1457, является надлежащим исполнением указанного Постановления.
Извещение о проведение электронного аукциона для закупки N 0818300021917000029 с размещенной документацией электронного аукциона было опубликовано 16.05.2017 года. Таким образом, на момент публикации извещения о проведении электронного аукциона и документации электронного аукциона постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" являлось действующим. В связи с чем, Заказчиком были установлены требования к участникам закупки в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики не нарушает положения Закона о контрактной системе.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу п.3), п.4) ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: субъектам малого предпринимательства; социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п.4) ст.42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено:
Преимущества и требования к участникам | |
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). 1. Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не установлены. 2. Установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 44-ФЗ (п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма). 2 Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ). Установлено. 3 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Установлено |
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) |
Предусмотрено (закупка осуществляется только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций). |
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 "Информационная карта" электронного аукциона, где Заказчиком установлено:
19 |
Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства |
Установлены |
20 |
Преимущества, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям |
|
|
Таким образом, в нарушение п.3), п.4) ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе извещение не содержит преимущества в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем, представители уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что данная ситуация возникла в следствии неверного отображения и ошибок в закрытой части единой информационной системы при просмотре карточки закупки в блоке "Преимущества, требования к участникам", что подтверждается списком изменений в версии 7.1.2 исправлении ошибок официального сайта ЕИС. Также данные изменения и исправления таких системных ошибок опубликовано на официальном сайте zakupki.gov.ru Исходя из вышеизложенного, просим учесть и принять во внимание тот факт, что функционал единой информационной системы закрытой части сайта zakupki.gov.ru не предусматривал вкладку о преимуществе СМП и СОНКО. Таким образом, в связи с ограниченной возможностью внесения сведений о преимуществах СМП и СОНКО в ЕИС Заказчиком была отображена данная информация в аукционной документации.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", в Приложении N1 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" Заказчиком установлены требования к конкретным показателям, техническим и качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Конкретные показатели, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Битум |
|
Битум по ГОСТ 22245-90 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 31015-2002 |
|
Марка |
БНД 60/90 |
|||
2 |
Эмульсия битумная дорожная |
|
Эмульсия битумная дорожная по ГОСТ Р 52128-2003 |
|
Класс |
ЭБК-1 |
|||
3
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II |
|
Мелкозернистая плотная горячая асфальтобетонная смесь и асфальтобетон тип Б марки II для верхних слоев покрытия по ГОСТ 9128-2013 |
|
Марка |
II |
|||
Тип |
Б |
|||
4 |
Щебень |
|
Щебень по ГОСТ 8267-93 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Марка щебня по морозостойкости |
Не ниже F50 |
|||
5
|
Песок
|
|
Песок из отсевов дробления по ГОСТ 31424-2010 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 |
|
Содержание глинистых частиц методом набухания по массе, %, не более |
0,5 |
|||
6 |
Минеральный порошок |
|
Минеральный порошок активированный по ГОСТ Р 52129-2003 из карбонатных пород для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 31015-2002 |
|
Марка порошка |
МП-1 |
|||
7 |
Смесь гравийно-песчаная |
|
Смесь гравийно-песчаная С10 по ГОСТ 25607-2009 для устройства слоев оснований, укрепления обочин |
|
|
|
|
Номер смеси |
С10 |
По поз.4 "Щебень" Заказчиком установлены показатели в соответствии с ГОСТ 8267-93 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013 "Марка щебня по морозостойкости не ниже F50".
Согласно пункта 4.6.2 ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F 15, F25, F50, F 100, F 150, F200, F300, F400.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.
Согласно Раздела 5 указанного ГОСТа: 5.1 Щебень и гравий должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя; при периодических испытаниях: один раз в год - морозостойкость и класс щебня (гравия) по значению удельной эффективной активности естественных радионуклидов, а также по требованию потребителей содержание вредных компонентов и примесей. Данный аспект позволяет сделать выводы, что требуемые свойства и дополнительные характеристики щебня задаются производителем, несущем ответственность за обеспечение требуемых свойств и дополнительных характеристик. Также, при заказе щебня потребитель должен указывать требования по морозостойкости - по маркам.
Таким образом, указанный Заказчиком щебень требовался заданного качества, из чего следует, что подрядчик при осуществлении работ оформлял бы заказ на щебень по заданным Заказчиком в описании объекта закупки характеристикам.
Заказчиком при составлении описания объекта закупки использовались стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Класс щебня по морозостойкости является доступной информацией для участников закупки.
По поз.6 "Минеральный порошок" Заказчиком установлены показатели в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003 для приготовления асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 31015-2002.
Согласно раздела 4 ГОСТ 52129-2003 Порошки в зависимости от показателей свойств и применяемых исходных материалов подразделяют на марки:
МП-1 - порошки неактивированные и активированные из осадочных (карбонатных) горных пород и порошки из битуминозных пород.
МП-2 - порошки из некарбонатных горных пород, твердых и порошковых отходов промышленного производства.
В соответствии с разделом 5 указанного ГОСТа - порошки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и приготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Данный аспект позволяет сделать выводы, что требуемые свойства и дополнительные характеристики минерального порошка задаются производителем, несущем ответственность за обеспечение требуемых свойств и дополнительных характеристик. Также, при заказе минерального порошка потребитель должен указывать требования по маркам.
Таким образом, указанный Заказчиком минеральный порошок требовался заданной марки, из чего следует, что подрядчик при осуществлении работ оформлял бы заказ на минеральный порошок по заданным Заказчиком в описании объекта закупки.
Долговечность результатов работ напрямую зависит от качества применяемых товаров, качество которых будет проверяться на стадии выполнения работ, так как значительная часть характеристик товара после его использования невозможно будет определить. В тоже самое время использование товара с характеристиками не отвечающим Государственным Стандартам напрямую в значительной степени повлияет на качество выполнения работ.
Заказчиком при составлении описания объекта закупки использовались стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Марка минерального порошка является доступной информацией для участников закупки.
В связи с изложенным, довод Заявителя об указании Заказчиком в аукционной документации показателей товара, значения которых становятся известными по результатам проведения лабораторных испытаний и ограничения конкуренции, необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОЗОТ" обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
1. Признать в действиях Заказчика - администрации Ванновского сельского поселения Тбилисского района, уполномоченного органа - МКУ "Управления муниципальными закупками МО Тбилисский район" нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что допущенные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание не выдавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017