Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 июня 2017 г. N 04-01/248-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО Строительная компания "Союз" (г. Тюмень) (далее - Заявитель) на действия - Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс, ЯНАО, г. Муравленко, ул. Ленина, д. 1, строения 3, 4, 5, 11, 12, 13 (отделение психиатрии и наркологии, родильное и детское отделения, терапевтический корпус, хирургический корпус, СПИД-лаборатория, клинико-диагностическая лаборатория), в том числе ПИР", НМЦК - 39 266 250,00 рублей (извещение N 0190200000317003026http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс, ЯНАО, г. Муравленко, ул. Ленина, д. 1, строения 3, 4, 5, 11, 12, 13 (отделение психиатрии и наркологии, родильное и детское отделения, терапевтический корпус, хирургический корпус, СПИД-лаборатория, клинико-диагностическая лаборатория), в том числе ПИР" (извещение N 0190200000317003026http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
В жалобе Заявителем указано, что Единой комиссией при рассмотрении вторых частей заявок неправомерно принято решение о несоответствии его заявки с N 6 требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы Заявителя не согласились, вместе с тем для рассмотрения жалобы по существу Комиссии представили документы в соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
Заказчиком - государственным казенным учреждением "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" через Уполномоченный орган - "Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа" осуществлено размещение закупки, способом электронного аукциона на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Учебный корпус, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, д. 36, корп. А, в том числе ПИР.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0190200000317003026 и документация об аукционе на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано - 06.04.2017.
Изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ2 опубликовано - 21.04.2017.
Согласно информации о процедуре закупки:
Дата и время начала подачи заявок - 06.04.2017 18:00.
Дата и время окончания подачи заявок - 10.05.2017 09:00.
Место подачи заявок - ЭТП РТС-тендер.
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 19.05.2017 09:25.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так пунктом 3.3.3.2 Информационной карты установлено, что участник размещения заказа должен предоставить, копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- Копия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. (По видам работ в соответствии с проектной документацией, при отсутствии полного перечня допусков к работам, наличие п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)"; п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство"). Стоимость работ на право заключить договор по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ и быть не менее цены контракта, предложенной участником аукциона. Копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения.
Пунктом 5.2 "Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе" установлено, что:
- Единая комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в аукционе, и документы, направленные уполномоченному органу оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией об аукционе.
- Единой комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения единая комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
19.05.2017 г. состоялся электронный аукцион, по результатам которого лучшее ценовое предложение поступило от участника с порядковым номером заявки 6, что составило 31 608 931,25 рублей.
23.05.2017 г. состоялось рассмотрение вторых частей заявок участников, направленных оператором электронной торговой площадки, по результатам которого участник с порядковым номером заявки 6 был отклонен.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.05.2017 N0190200000317003026-3 участник закупки ООО "Строительная компания "Союз" (заявка с N 6) признан не соответствующим требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Основание, в нарушение ст. 66 Закона о контрактной системе, а также пункта 5.2 "Инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе":
- представил копию не действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии представитель Заявителя утверждал о том, что представленное Обществом (заявка с N 6) копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N9353 от 20.09.2016 г. на момент подачи Обществом заявки на участие в электронном аукционе действовало вместе с тем у Единой комиссии при рассмотрении вторых частей заявок не было основания отклонять его заявку.
Относительно указанного довода представителя Заявителя, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что на момент проверки вторых частей заявок Единой комиссией было установлено, что в саморегулируемой организации прекращено членство ООО "Строительная компания "Союз" (ИНН: 8906009279) таким образом, данный довод считается не состоятельным.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности является источником повышенной опасности для окружающих.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Исходя из перечисленных норм права, следует, что Заказчик обязан проверить соответствие участника размещения заказа предъявляемым аукционной документацией требованиям.
В составе второй части заявки с N 6 Заявитель предоставил копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N9353 от 20.09.2016 г. АС "Строительные ресурсы" NСРО-С-242-13022012 с правом заключать договора на осуществление работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 500 000 000,00 (пятьсот миллионов ) рублей.
Согласно ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации.
Частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ предусмотрено, что в день выдачи члену саморегулируемой организации свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о выдаче члену саморегулируемой организации данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о выдаче данного свидетельства.
В день принятия соответствующего решения саморегулируемая организация размещает на своем сайте в сети "Интернет", вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о внесении изменений в данное свидетельство, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства и направляет в орган надзора за саморегулируемыми организациями уведомление о принятом решении.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", установлено, что реестр членов саморегулируемой организации представляет собой информационный ресурс, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона и содержащий систематизированную информацию о членах саморегулируемой организации, а также сведения о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации.
В ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации. При этом саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 настоящего Федерального закона.
Осуществляя проверку подлинности выданного участнику ООО СК "Союз" свидетельства, Заказчиком были совершены электронные запросы на сайтах http://nostroy.ru и http://www.stroi-res.ru .
Согласно информации, предоставленной указанными Интернет-ресурсами, было установлено, что свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N9353 от 20.09.2016 г. АС "Строительные ресурсы" NСРО-С-242-13022012 прекратило свое действие.
При этом, согласно сведениям сайта http://www.stroi-res.ru по состоянию на 02.06.2017 г. ООО Строительная Компания "Союз" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 60 000 000,00 (Шестьдесят миллионов) рублей, в то время как в составе второй части своей заявки с номером 6 Заявитель предоставил сведения о стоимости таких работ на сумму 500 000 000,00 (пятьсот миллионов) рублей.
Согласно ст. 69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, на момент рассмотрения второй части заявки с номером 6 Заявителя, согласно сведениям официальных Интернет-ресурсов, свидетельство представленная Заявителем являлось недействительным, при этом Единая комиссия действовала строго в рамках своих полномочий и, располагая информацией о том, что участник не соответствует требованиям аукционной документации, не имела право допустить такого участника до заключения контракта.
Иной подход к толкованию норм Закона о контрактной системе противоречит ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, согласно которой, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Технические ошибки и человеческий фактор, из-за которых 12.05.2017 г. ООО СК "Союз" было исключено из АС "Строительные ресурсы" не входят в круг доказывания принятия того или иного решения членами Единой комиссии и относятся к предпринимательским рискам Участника размещения заказа, который, являясь профессиональным участником рынка строительных услуг обязан предпринять все меры для подтверждения своего соответствия требованиям аукционной документации.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что действия Единой комиссии принявшее решение о несоответствии ООО "Строительная компания "Союз" (участник с N 6) требованиям Закона о контрактной системе и положениям документации об аукционе N 0190200000317003026 не противоречат требованиям положений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО Строительная компания "Союз" (г. Тюмень) на действия - Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Больничный комплекс, ЯНАО, г. Муравленко, ул. Ленина, д. 1, строения 3, 4, 5, 11, 12, 13 (отделение психиатрии и наркологии, родильное и детское отделения, терапевтический корпус, хирургический корпус, СПИД-лаборатория, клинико-диагностическая лаборатория), в том числе ПИР", НМЦК - 39 266 250,00 рублей (извещение N 0190200000317003026http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 июня 2017 г. N 04-01/248-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017