Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 июня 2017 г. N 04-01/254-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя Комиссии:
- Мухаметханов М.М. - врио. руководителя Управления.
Члены Комиссии:
- Минисиярова А.К. - главный специалист-эксперт Управления;
- Шилов А..В. - главный специалист-эксперт Управления,
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (г. Омск) (далее - Заявитель) на действия - Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (ИНН: 8911014080) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Перенос газопровода за территорию жилой застройки мкр. "Окунёвое" в городе Тарко-Сале Пуровского района", НМЦК - 14777745,00 рублей (извещение N 0190300001317000354http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
в отсутствии представителей Заказчика, Заявителя, надлежащим образом уведомленных о месте и дате рассмотрения жалобы.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании документации нарушены требования Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Заказчиком установлены не правомерные требования к участникам электронного аукциона.
2. В Техническом задании размещено Заказчиком в формате PDF, что не обеспечивает возможности копирования фрагментов текста;
3. Заказчиком не установлена группа строительных работ, на выполнение которых требуется подтверждение участникам закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N1 к постановлению N99
Заказчик с доводами жалобы не согласился и представил свои мотивированные возражения .
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
1. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" установлены виды работ, для выполнения которых необходимо иметь свидетельство СРО.
В документации об электронном аукционе, а именно в II части Технических требований отсутствуют виды работ, на которые требуется СРО.
В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Таким образом, данная статья подтверждает тот факт, что в случае, если отсутствуют виды работ, на которые не требуется СРО, требования о наличии СРО не правомерно и повлекло бы ограничение количество участников закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Статьей 4 Закона о контрактной системе определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья 7 Закона о контрактной системе регулирует принципы открытости и прозрачности.
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в Интернете информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона. При этом должны быть учтены особенности, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Взаимодействие указанной информационной системы с иными информационными системами, в соответствии с ч. 2 статьи 4 Закона о контрактной системе, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона.
В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно п. 1.2 порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок утвержденного приказом Федерального казначейства России от 30 декабря 2015 г. N 26 Н, в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xlx, xlsx, rar, zip.
Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Кроме того, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Постановлением Правительства Российский Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка лингвистические средства единой информационной системы и официального сайта должны обеспечивать участникам единой информационной системы возможность формирования и просмотра в единой информационной системе и на официальном сайте информации и документов на русском языке.
Информация и документы в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, может формироваться в единой информационной системе с использованием букв латинского алфавита.
В соответствии с пунктом 17 Порядка при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
В Порядке отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем осуществление поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов; товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) имеющий необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) так как НМЦК превышает 10 млн. рублей, в документации об электронном аукционе устанавливаются следующие дополнительные требования:
"Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Перечень документов (или копии документов), предоставляемых участником в составе заявки, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (если установлены требования):
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по ОКВЭД2 43.39, ОКПД2 43.39.19.190 и копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Наименование предмета закупки "Выполнение работ по строительству объекта: "Перенос газопровода за территорию жилой застройки мкр. "Окунёвое" в городе Тарко-Сале Пуровского района".
Заказчиком указан код ОКПД2: 43.39.19.190: Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки. ОКВЭД - 43.39.
Таким образом, Заказчиком во исполнение положений Постановления N 99 законно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Кроме того, Заказчиком в п. 37 Информационной карты установлены требования подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- о предоставлении копии исполненного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по ОКВЭД2 43.39, ОКПД2 43.39.19.190.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе определено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагает, что утвержденная конкурсная документация ущемляет его права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Более того, необходимо иметь в виду, что установление в документации об электронном аукционе нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, что положения документации об электронном аукционе N 0190300001317000287 "Средняя общеобразовательная школа N 3 в поселке Пурпе" не противоречат требованиям положений Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (г. Омск) на действия - Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (ИНН: 8911014080) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Перенос газопровода за территорию жилой застройки мкр. "Окунёвое" в городе Тарко-Сале Пуровского района", НМЦК - 14777745,00 рублей (извещение N 0190300001317000354http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651). необоснованной.
Председатель Комиссии: М.М. Мухаметханов
Члены Комиссии: А.К. Минисиярова
А.В. Шилов
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Шилов А. В.
34922-3-56-80
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 июня 2017 г. N 04-01/254-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017