Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 июня 2017 г. N 04-01/257-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя Комиссии:
<_>.
Члены Комиссии:
- <_>;
<_>
- Заказчик о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял, на заседание Комиссии не явился,
- Уполномоченный орган о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял, на заседание Комиссии не явился,
- Заявитель о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом извещен, ходатайств не заявлял, на заседание Комиссии не явился,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект-Сервис" (г. Москва) (далее - Заявитель) на действия - Заказчика Муниципального Казенного Учреждения "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" (ИНН: 8904083703) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад", НМЦК - 772 314 544,00 рублей (извещение N 0190300010817000187http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственнойфункции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (г. Москва) на положения аукционной документации "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад", НМЦК - 772 314 544,00 рублей (извещение N 0190300010817000187http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)
По мнению Заявителя, Заказчик незаконно включил в состав одного аукциона товары, технологически и функционально не связанные ни с объектом закупки, ни между собой, что ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта.
Согласно Документации, в рамках Аукциона фактически необходимо выполнить общестроительные работы, для осуществления которых необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения.
Таким образом, компании, в том числе Заявитель, осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в Аукционе в виду необходимости выполнить общестроительные работы.
Компании, являющиеся участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и предложить к поставке более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика.
Компании же, осуществляющие строительные работы, будут вынуждены обращаться к субпоставщикам, что не может обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентоспособной.
Из возражений, представленных Уполномоченным органом в материалы дела, следует.
Предметом аукциона (извещение N0190300010817000187) является выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад", то есть, получение готового к функционированию здания образовательного учреждения на определенное количество мест, с установленным в нем оборудованием, мебелью и инвентарем (далее - оборудование) функциональная принадлежность которого направлена на выполнение конкретных целей и задач, поставленных перед дошкольным образовательным учреждением, и возможностью реализации программ дошкольного образования.
При выполнении работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад" в г. Новый Уренгой, Требования к объему, качеству, иным характеристикам работ, которые необходимо выполнить в рамках Контракта, определяются Техническим заданием. Концепцией Инклюзивного детского сада в городе Новый Уренгой и проектно-сметной документацией (которая является неотъемлемой частью контраста), получившей положительное заключение АУ ЯНАО "УГЭПД" по экспертизе проектной документации N 89-1-1-3-0205-16 от 23.12.2016 и по проверке сметной стоимости N 5-2-1-0009-17 от 07.02.2017.
Согласно приложению 9 к приказу Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" к дополнительным работам, производимым при капитальном ремонте здания и объектов, отнесена замена существующего и установка нового технологического оборудования взданиях коммунального и социально-культурного назначения.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 10.11.1989 N 147, метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Пунктом 2 Приложения к названному Положению предусмотрено, что в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Перечисленное в документации об аукционе оборудование является не только сложным и высокотехнологичным, неразрывно связанным с объектом строительства, но также обеспечивает полноценное функционирование и формирует единый облик объекта капитального строительства. Установка и монтаж данного оборудования сопряжены с необходимостью подключения к нему сетей инженерных коммуникаций: кабелей электроснабжения, трубопроводов водоснабжения и водоотведения, шинопроводов заземления прокладываемых в стяжке пола и проходящих через отверстия, пробиваемые в плитах перекрытия; воздуховодов общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, также проходящих через отверстия, пробиваемые в плитах перекрытия. Конкретные точки помещений установки оборудования, к которым необходимо подведение инженерных коммуникаций, а также необходимое сечение электрических кабелей, параметры освещенности каждого рабочего места, диаметр трубопроводов, размеры вентиляционных зонтов, решеток и воздуховодов зависят от технологических характеристик и конструктивных особенностей конкретных устанавливаемых моделей и могут быть определены, подготовлены и смонтированы только после его приобретения. Поэтому, указанное в документации об электронном аукционе оборудование является неотъемлемой частью объекта и обеспечивает его функциональность согласно назначения.
Заказчик считает, что объединение в один лот работ по реконструкции объекта и приобретение оборудования не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое формирование аукциона обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, рациональное расходование бюджетных средств, в виду наличия очень сложной и дорогостоящей транспортной схемы, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением образовательного учреждения в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат. Действующее законодательство РФ не предусматривает запрета выставлять единым аукционом предмет закупки, который в силу специфики может быть поделен и на мелкие части.
Кроме того, параметрами электронного аукциона установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от цены контракта, что непосредственно положительно влияет на развитие конкуренции.
Комиссией проанализирована аукционная документация по рассматриваемой закупке и установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, Заказчик, уполномоченный орган не вправе включать в документацию о закупке требования, влекущие ограничение количества участников закупок.
В соответствии с п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147) строительство этих объектов осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции: проектирование, выполнение строительных и монтажных работ (в том числе комплектация строек технологическим и инженерным оборудованием), ввод в эксплуатацию. Таким образом, в данном Положении говорится о едином процессе, который включает выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров.
Вместе с тем выполнение работ, оказание услуг и поставка товаров в ходе непрерывного комплексного процесса не свидетельствуют об их функциональной или технологической связанности и правомерности объединения в один аукцион.
Из ч. 2 ст. 47, ч. 5.1 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ и пп. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что инженерные изыскания, проектные работы, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту требуют различных свидетельств от саморегулируемых организаций (далее - СРО), а монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - отдельной лицензии. Объединение указанных работ и услуг с поставкой товара может ограничивать круг участников теми лицами, которые не имеют все требуемые свидетельства СРО и лицензии.
Таким образом, поставка мебели и оборудования, включенного Заказчиком в рассматриваемую аукционную документацию, не может считаться неразрывно связанной с Выполнением работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад".
Принцип обеспечения конкуренции определен статьей 8 Закона о контрактной системе, согласно которой:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из Извещения следует, что закупка проводится по ОКПД 41.20.20.180 "Здания предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства". В потребности Заказчика помимо проведения строительных работ указанна поставка технологическое оборудование пищеблока, мебель, медицинское оборудование и т.д.
Кроме того, проектные и строительные работы, поставка мебели и товаров представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы (осуществить поставку).
Таким образом, Заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка мебели и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком не представлено доказательств тому, что закупаемое оборудование и товар обеспечивают возможность пуска объекта - "Инклюзивный детский сад" в эксплуатацию, что работы и товар (оборудование) связаны между собой функционально и технологически.
Объединив в один объект закупки работы по строительству Инклюзивного детского сада в г. Новый Уренгой и поставку оборудования (мебели), технологически и функционально не связанного с объектом строительства, заказчик ограничил количество участников закупки.
В действиях Заказчика Комиссия усматривает нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при формировании и утверждении аукционной документации N 0190300010817000187 "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад", что образует состав административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Руководствуясь статьями 33, 64, 69, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" (г. Москва) на положения аукционной документации "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад" (извещение N0190300010817000187), обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное Казенное Учреждение "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" нарушившим ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при утверждении аукционной документации N 0190300010817000187.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органупредписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ямало-Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Муниципальное Казенное Учреждение "Дирекция капитального строительства и жилищной политики", утвердившего документацию по электронному аукциону N 0190300010817000187 "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский садс нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Шилов А.В.
(34922) 3-56-80
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 июня 2017 г. N 04-01/257-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017