Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 июня 2017 г. N 06-543/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" (далее также - ГУП "РЦТИ", заявитель): Васильева В.В. (представитель по доверенности);
от котировочной комиссии, заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского улуса (района) РС(Я), заказчик, котировочная комиссия): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотрев жалобу ГУП РС(Я) "РЦТИ" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) при проведении запроса котировок на обследование несущих строительных конструкций зданий, учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества (технические паспорта) (изв. N 0316300005917000020), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГУП РС(Я) "РЦТИ" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) при проведении запроса котировок на обследование несущих строительных конструкций зданий, учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества (технические паспорта) (изв. N 0316300005917000020).
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя приведены следующие доводы:
Не установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства об аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Неправомерно установлены требования относительно наличия у участника закупки допуска СРО по пункту 32.1. Строительный контроль за общестроительными работы (группы видов работ N 1-3, 5-7, 9-14), сертификата соответствия применительно к деятельности по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, геодезической и картографической деятельности.
Вышеуказанный пункт допуска СРО у заявителя отсутствует.
В соответствии с пунктом 4.1 Сводных правил обследования строительных конструкций зданий и сооружений, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 153 от 21.08.2003 года, к проведению работ по обследованию несущих конструкций зданий и сооружений допускают организации, оснащенные необходимой приборной и инструментальной базой, имеющие в своем составе квалифицированных специалистов. Квалификация организации подтверждается свидетельством СРО о допуске к виду работ по пункту 12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Сертификат соответствия применительно к деятельности по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества, геодезической и картографической деятельности относится к качеству услуг.
Просит признать действия заказчика неправомерными, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменного пояснения заказчика следует, что заказчик с жалобой не согласен, относительно отсутствия требования о наличии у участника запроса котировок свидетельства об аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поясняют, что данные требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям, согласно п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическом лицом в суде. Со стороны заказчика в отношении заявителя особых условий, нарушающих права заявителя, установлено не было, положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе нарушены не были, более того, в указанных пунктах даны подробные описания в целях исключения ошибок со стороны заявителя, что не противоречит действующему законодательству.
Требования, указанные в техническом задании, установлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель, в свою очередь, реализовав свое право подать запрос разъяснений аукционной документации согласно статье 65 Закона о контрактной системе в установленный законом срок, но при этом не направил протокол разногласий, в соответствии с действующим законодательством.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru опубликовано 17.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) 18.05.2017 года внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 492 800,00 руб.
5) на участие в запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки;
6) 2 заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя в части неустановления требованиям о наличии у участника закупки свидетельства об аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации подлежит признанию обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом запроса котировок является обследование несущих строительных конструкций зданий, учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества (технические паспорта).
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Согласно п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства N 1301 от 13.10.1997 года "О государственном учете жилищного фонта в Российской Федерации" (далее по тексту - Положение об учете) технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В соответствии с п. 4 Положения об учете БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
Таким образом, надлежащее оформление технического паспорта возлагается только на государственные и муниципальные организации.
Кроме того, Законом о кадастре к организациям по государственному техническому учету и технической инвентаризации относятся специализированные организации имеющие аккредитацию на осуществление технического учета и технической инвентаризации.
Вместе с тем, из анализа извещения о проведении запроса котировок следует, что соответствующих требований в части соответствия с законодательством Российской Федерации при оказании услуг по техническому учету и технической инвентаризации, не установлено.
Следовательно, заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 31, п.1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя в части неправомерного установления требования относительно наличия у участника закупки допуска СРО по пункту 32.1. Строительный контроль за общестроительными работы (группы видов работ N 1-3, 5-7, 9-14) подлежит признанию обоснованным.
Техническим заданием извещения о проведении запроса котировок установлено, в том числе следующее:
"Примечание: в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": II Виды работ по подготовке проектной документации, 2. Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность.
Подрядчик должен иметь:
свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией:
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N1-3, 5-7, 9-14)".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом запроса котировок является обследование несущих строительных конструкций зданий, учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества (технические паспорта).
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 года N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Пункт 32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14) относится к разделу III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня.
Между тем, предметом данной закупки не являются общестроительные работы.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки выявлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Техническим заданием извещения о проведении запроса котировок, в том числе установлено следующее:
"Примечание: в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": II Виды работ по подготовке проектной документации, 2. Виды работ, которые оказывают влияние на безопасность.
Подрядчик должен иметь:
<_>
аттестованных в данной области специалистов".
Таким образом, заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них трудовых ресурсов.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ГУП РС(Я) "РЦТИ" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) при проведении запроса котировок на обследование несущих строительных конструкций зданий, учет и техническая инвентаризация недвижимого имущества (технические паспорта) (изв. N 0316300005917000020) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Поселок Усть-Мая" Усть-Майского улуса (района) РС(Я) нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 июня 2017 г. N 06-543/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017