Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 июня 2017 г. N ГЗ-331/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В присутствии представителей:
Заявитель:ООО "Перспектива"
- не явился, уведомлен надлежащим образом
Заказчик:Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
- Идрисов А.Р. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Перспектива"(далее - Заявитель) на действия Заказчика в лице Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101300001917000080 "Ремонт дорог: ул. Дорожная в г. Нефтекамск РБ".
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0101300001917000080.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее:
Заказчиком,15.05.2017 г. на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0101300001917000080 начальная (максимальная) цена контракта 124 156 326 ,00 рублей.
1) Согласно жалобе, Заявитель указывает, что Заказчик в муниципальном контракте не учел положений статьи 37 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В пункте 14.1 проекта муниципального контракта документации об Аукционе сумма обеспечения исполнения Контракта установлена в размере 10% начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 14.6 предусмотрены антидемпинговые меры: "В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 14.1 настоящего муниципального контракта".
Также в пункте 8 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" документации об Аукционе Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе предусмотрены антидемпинговые меры при проведении Аукциона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которымзаключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Статьей 34 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление Заказчиком в проекте муниципального контракта документации об Аукционе размера обеспечения исполнения контракта с учетом снижения цены контракта, предложенной участником закупки на 25 и более процентов.
Таким образом, Комиссия изучив представленную документацию приходит к выводу, что требования, указанные в документации являются правомерными, следовательно довод жалобы не нашел своего подтверждения, жалоба в данной части признана необоснованной.
2) Согласно другому доводу жалобы, заявить указывает, что Заказчик в аукционной документации некорректно установил дополнительные требования к участникам закупки, нарушая положения ст.31 Закона о контрактной системе и постановления Правительства N99.
В п. 23.3 "Требования к участникам, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона" аукционной документации, к участникам закупки устанавлены дополнительные требования о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N99 от 04.02.2015 г. устанавливается:
"_ работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе_".
Согласно Постановлению N99, дополнительные требования к Участникам закупкиотдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путемпроведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытыхконкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов,предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ, установлены в приложении N 1 кПостановлению:
Наименование товаров, работ, услуг |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей |
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
Согласно письмуМинэкономразвития РоссииN 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС Россиив письме N АЦ/45739/15 от 28.08.2015, согласно примечанию к п. 2 приложения N 1к Постановлению N99 от участников закупки требуется наличие опыта исполненияконтракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных,на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группыработ строительных:
"- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектовкапитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, неявляющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски,навесы и другие подобные постройки)".
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
Согласно ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия изучив представленную документацию установила, что Заказчиком, в Информационной карте не указано, по какой именно группе работ из двух перечисленных выше (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.Заказчик некорректно установив дополнительные требования к участникам закупки, нарушил положения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе. Таким образом в данной части жалобы, были выявлены нарушения, следовательно данный довод жалобы признан обоснованным.
В п. 23.3 "Требования к участникам, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона" к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, предусмотренные частью 2 статьи 31 Федерального закона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N99 от 04.02.2015 г. устанавливается:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка:
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. N 1185 "О внесении изменений вприложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" вступило в силу 25.11.2016 года.
Постановлением были внесены следующие изменения: "копия исполненного контракта(договора), копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) всеобязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "Обухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненногоконтракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом,осуществляющим строительство).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения наввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, прикоторых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию невыдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) неранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке"".Заказчик установили требования в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 без учета внесенных изменений.
Согласно ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия изучив документацию установила, что редакция документа указанная в аукционной документации является недействительной, так как были внесены изменения, следовательно в отношении Заказчика выявлены нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, Таким образом, в данной части жалобы довод нашел свое подтверждение и жалоба признана обоснованной.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 22 с.. 99 Закона о контрактной системе в случае выявлении нарушения Комиссия в праве выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика в лице Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101300001917000080 "Ремонт дорог: ул. Дорожная в г. Нефтекамск РБ", частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика, в лице Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, выявлены нарушения ч.3 ст.64, Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 6 июня 2017 г. N ГЗ-331/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2017