Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 июня 2017 г. N 07-24-5952эп/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
РассмотревжалобуООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Аукционная комиссия) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту ГБУЗ МО "Рузская районная больница" (стоматологическое отделение) (извещение N 0348200081017000040на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
1. В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 25.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 819 077,79 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 18.05.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -25.05.2017;
5) дата проведения Аукциона - 29.05.2017;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено3 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признаноООО "Энерголюкс" с предложением о цене контракта 5 644 505,45 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 25.05.2017 N0348200081017000040-1(далее - Протокол) Заявителю (порядковый номер 6), отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
п. 2 "Смеси бетонные". Документацией установлено требование к показателю "Средняя плотность": минимальное значение показателя не менее 2100 кг/м3, максимальное значение показателя не более 2500 кг/м3. Участником закупки представлено следующее значение показателя: средняя плотность 2100_2500 кг/м3, что не соответствует требованиям ГОСТ 7473-2010. Согласно ГОСТ 7473-2010 (Таблице 7), допустимое отклонение заданного значения показателя средней плотности заданном диапазоне не соответствует требованиям ГОСТ и является недостоверным.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что для товара"Смеси бетонные" по показателю "средняя плотность" установленоминимальное значение показателя "не менее 2100 кг/м3", максимальное значение показателя "не более 2500 кг/м3".
На заседании Комиссия установила, что Заявитель заполнил заявку в соответствии с требованиями Технического задания документации об Аукционе, так как необходимо указать диапазон значений, если в столбцах "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей" требования заданы с использованием уточняющих слов (Под уточняющими словами для целей настоящей документации об Аукционе подразумеваются следующие слова и/или словосочетания с учетом всех словоформ: "не менее", "менее", "не более", "более", "свыше", "не выше", "выше", "не ниже", "ниже", "не превышает", "превышает", "не ранее", "ранее", "не темнее", "темнее", "не позднее", "позднее").
Комиссией установлено, что участник закупки в заявке на участие в Аукционе для показателя п. 2 "Смеси бетонные" указал значение показателя "средняя плотность 2100_2500 кг/м3", что не противоречит требованиям документации об Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил доказательств несоответствия заявки Заявителя с порядковым номером 6 требованиям технического задания документации об Аукционе по основаниям отклонения заявки, указанным в Протоколе.
По аналогичным основаниям Аукционная комиссия отклонила заявки Участников закупки с порядковыми номерами 4 и 5.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены излишние требования, например, по таким показателям как: Масса 1000 шт., Время высыхания при t 18-20о С, Предел прочности при изгибе, Время высыхания до степени 3 при температуре (202) о С, Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при температуре (20
2) о С.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Аналогичным образом Заказчиком допущены нарушения в ряде других пунктов приложения N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в части установления избыточных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ГОСТ 7473-2010 в Таблице 7 - допустимые отклонения заданных значений показателей качества бетонной смеси по показателю "Средняя плотность" в графе "Диапазон, в который попадает заданное значение показателя" установлено "Все значения", в графе "Допустимое отклонение заданного значения показателя" установлено " 20". Из ГОСТ 7473-2010 следует, что не предоставляется возможным участнику закупки указать конкретное значение показателя.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявок за предоставление информации, установленной документацией об Аукционе с нарушениями, неправомерно.
Следовательно, довод жалоб является обоснованным.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен требуемый показатель "средняя плотность" для товара под пунктом 2 "смеси бетонные".
В инструкции по заполнению заявок на участие в аукционе установлено "Диапазонным значением показателя является предоставляемое участником в первой части заявки на участие в аукционе множество значений, ограниченное неравными между собой предельными значениями, без указания промежуточных значений в рамках диапазона требуемых значений, с учетом ограничений и требований инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, не требующее предоставления участником закупки единственного конкретного значения".
Кроме того, в инструкции по заполнению заявок также установлено "В случае установления в Приложении N1 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика" диапазона требуемых значений применительно к конкретному показателю с помощью использования уточняющих слов при указании минимального и максимального значения, или в случае его установления с помощью символа "", участником закупки должен быть предложен товар с равным значением, или со значением, включенным в установленный требованиями Заказчика диапазон требуемых значений с учетом требований аукционной документации и настоящей инструкцией." Из указанного следует, что участникам закупки не представляется возможным однозначно понять каким образом необходимо представить значения в диапазоне.
Комиссия пришла к выводу о нарушении пункта 2, части 1, статьи 64 Закона о контрактной системе в части отсутствия надлежащей инструкции по заполнению заявок.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика, в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСУС"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушениечасти 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выдано ранее по делу N07-24-5732эп/17.
5. Передать материалы дела от 07.06.2017 N07-24-5952эп/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 июня 2017 г. N 07-24-5952эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2017