Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 мая 2017 г. N 07-24-6802/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Управления капитального строительства администрации городского округа Мытищи (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление в сфере закупок для муниципальных нужд" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту малого зала Мытищинского дворца культуры "Яуза", расположенного по адресу: МО, г. Мытищи, ул. Мира, д. 2А, субъектами малого предпринимательства социально ориентированными некоммерческими организациями. (извещение N 0848300062717000217на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявиетеля, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 26.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 390 390,68 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 15.05.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -19.05.2017;
5) дата проведения Аукциона - 22.05.2017;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено2 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ООО "БУЛВЭРК" с предложением о
цене контракта 8 012 823,13 руб.
1. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 19.05.2017 N 0848300062717000217 (далее - Протокол) Заявителю (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
На основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: непредставление сведений, предусмотренных частью ч. 3 ст. 66 Закона. - в позиции 37 "Горячекатанная арматурная сталь Гост 5781-82" Заказчиком установлено: Длина стержней в графе "Минимальные значения показателей" - мерная и в графе "Максимальное значение показателя" - немерная, Наличие стержней немерной длины в графе "Максимальное значение показателя" - 7 %. Участник закупки указал конкретное значение параметра, не соответствующее требованиям Заказчика, указано: при Длине стержней - мерная, участник по номером 4 указал Наличие стержней немерной длины 5 %, что не соответствует п.1.13 ГОСТ Р 5781-82 СТАЛЬ ГОРЯЧЕКАТАНАЯ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, т.к. наличие стержней немерной длины не допускаются если стержни имеют "Мерную" длину. - в позиции 43 "Стальные водогазопроводные оцинкованные гост 3262-75" Заказчиком установлено: Масса 1 метра труб в графе "Максимальное значение показателя" - 21,63 кг. Участник закупки указал конкретное значение параметра, не соответствующее требованиям Заказчика, указано: участник под номером 4 указал Масса 1 метра труб Для условного прохода 15:1,28; Для 25:2,39; Для 32:3,09, что не соответствует примечанию 2 к таблице 1 ГОСТ Р 3262-75 ТРУБЫ СТАЛЬНЫЕ ВОДОГАЗОПРОВОДНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, где указано: Примечания. 2. Масса 1 м труб подсчитана при плотности стали, равной 7,85 г/см3. Оцинкованные трубы тяжелее неоцинкованных на 3%. Участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе в электронной форме и зарегистрированный под номером 4, в прикрепленном файле "14 0848300062717000217.docx" указал конкретные значения параметров, противоречащие требованиям Государственного стандарта, установленным для конкретного вида материала, и не соответствующие требованиям Заказчика, установленным документацией. Решение принято единогласно всеми присутствующими членами Единой комиссии.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что для товара"Горячекатанная арматурная сталь Гост 5781-82"установлен показатель: "Длина стержней" созначениямив графе "Минимальные значения показателей" - мерная и в графе "Максимальное значение показателя" - немерная;по показателю "Наличие стержней немерной длины" установлено "Максимальное значение показателя" - 7 %.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в заявке участник закупки в соответствии сГОСТ 5781-82 указал для товара: "Горячекатанная арматурная сталь Гост 5781-82"по показателю "Длина стержней""Максимальное значение показателя" - мерная и по показателю Наличие стержней немерной длины 5 %, что соответствует пункту 1.13 ГОСТ 5781-82 и не противоречит требованиям документации об Аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что для товара "Стальные водогазопроводные оцинкованные гост 3262-75" установлен показатель: "Масса 1 метра труб" со значениями в графе"Максимальное значение показателя" значение "21,63 кг".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что в заявке участник закупки в соответствии с ГОСТ 3262-75 указал для товара: "Стальные водогазопроводные оцинкованные гост 3262-75"по показателю "Масса 1 метра труб"значения "Для условного прохода 15:1,28; Для 25:2,39; Для 32:3,09", что соответствует ГОСТ 3262-75 и не противоречит требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, Комиссия установила, что установленный Заказчиком показатель "Масса 1 метра труб"является избыточным требованием, предъявляемым к участнику закупки.
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, Аукционная комиссия Заказчика неправомерно отклонила заявку Заявителя.
Таким образом, вышеперечисленные действия свидетельствуют о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.В соответствии с Протоколом участнику закупки (порядковый номер 7) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию:
"На основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ: непредставление сведений, предусмотренных частью ч. 3 ст. 66 Закона. - в позиции 1 "Листы гипсокартонные, обычные (в соответствии с требованиями ГОСТ 6266-97 Листы гипсокартонные. Дата введения 01.04.1999)" Заказчиком установлено: наименование показателя "Толщина" в графе "Минимальные значения показателей" - "12,5" и в графе "Максимальные значения показателей" - "14" мм, наименование показателя "Длина не более" в графе "Максимальные значения показателей" - 4000 мм., наименование показателя "Ширина" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" - 600, 1200 мм., наименование показателя "Группа" в графе "Минимальные значения показателей" - "А" и в графе "Максимальные значения показателей" - "Б". Участник закупки не указал конкретные значения показателей товара, соответствующие требованиям документации. - в позиции 2 "Винты самонарезающие с потайной головкой, с заостренным концом (в соответствии с ГОСТ 11652-80. Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры. Дата введения 01.01.82) ТИП 1" Заказчиком установлено: наименование показателя "Класс точности" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" - В, наименование показателя "Номинальный диаметр резьбы не более" в графе "Максимальные значения показателей" - 6 мм., наименование показателя "Длина винтов не менее" в графе "Минимальные значения показателей" - 30 мм. Участник закупки не указал конкретные значения показателей товара, соответствующие требованиям документации. - в позиции 3 "Электроды (в соответствии с ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия. Дата введения 01.01.1976 г. ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы. Дата введения 01.01.1977 г.)" Заказчиком установлено: наименование показателя "Тип" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" - Э42, наименование показателя "Толщина покрытия" в графе "Минимальные значения показателей" - "С" и в графе "Максимальные значения показателей" - "Д", наименование показателя "Диаметр электрода определяемый диаметром стержня" в графе "Минимальные значения показателей" - "3" мм и в графе "Максимальные значения показателей" - "4" мм., наименование показателя "Длина электрода не менее" в графе "Минимальные значения показателей" - 300 мм. Участник закупки не указал конкретные значения показателей товара, соответствующие требованиям документации. Участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе в электронной форме и зарегистрированный под номером 7, в прикрепленном файле "0848300062717000217.docx" не указал конкретные значения показателей товара, соответствующие требованиям документации. Решение принято единогласно всеми присутствующими членами Единой комиссии".
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе по товару "Листы гипсокартонные, обычные" установлен показатель "Толщина" в графе "Минимальные значения показателей" - "12,5"и в графе "Максимальные значения показателей" - "14" мм, наименование показателя "Длина не более" в графе "Максимальные значения показателей" - 4000 мм., наименование показателя "Ширина" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" - 600, 1200 мм., наименование показателя "Группа" в графе "Минимальные значения показателей" - "А"и в графе "Максимальные значения показателей" - "Б".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что участник закупки по товару Листы гипсокартонные, обычныепо показателю "Толщина" указал "Минимальное значение показателя" - "12,5"; по показателю "Длина не более"указал значение "2500"; по показателю "Ширина" указал значение "600, 1200"; по показателю "Группа" указал максимальное значение показателя - "Б", чтосоответствует требованиям документации об Аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что по товару "Винты самонарезающие с потайной головкой, с заостренным концом" установлен показатель "Класс точности" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться"-"В";по показателю "Номинальный диаметр резьбы не более" в графе "Максимальные значения показателей" - "6 мм"., по показателю "Длина винтов не менее" в графе "Минимальные значения показателей" - "30 мм".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что участник закупки по товару Винты самонарезающие с потайной головкой, с заостренным концом по показателю "Класс точности" указал значение - "В";по показателю "Номинальный диаметр резьбы не более" указал Максимальное значение показателя-"6 мм"; по показателю "Длина винтов не менее" указал Минимальное значение показателя - "30 мм", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что по товару "Электроды" установлен показатель "Тип" в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" - Э42, по показателю "Толщина покрытия" в графе "Минимальные значения показателей" - "С"и в графе "Максимальные значения показателей" - "Д", по показателю "Диаметр электрода определяемый диаметром стержня" в графе "Минимальные значения показателей" - "3 мм"и в графе "Максимальные значения показателей" - "4 мм"., по показателю "Длина электрода не менее" в графе "Минимальные значения показателей" - "300 мм".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что участник закупки по товару "Электроды" по показателю "Тип" указал значение - "Э42"; по показателю "Толщина покрытия" указал Минимальное значение показателя - "С"; по показателю "Диаметр электрода определяемый диаметром стержня" указал Минимальное значение показателя - "3 мм"; по показателю "Длина электрода не менее"указал Минимальное значение показателя - "300 мм", что соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, вышеперечисленные действия свидетельствуют о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки Заявителя и заявки с порядковым номером 5 от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования, которые ограничивают количество участников закупки, например, товар "Гвозди толевые (в соответстви и с требованиями ГОСТ 4029 -63" с показателем "Масса 1000 гвоздей не менее".
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования, которые ограничивают количество участников закупки, например, товар "Двутавр стальной ГОСТ 8239-89" с установленными показателями такими, как: "Предельные отклонения по высоте не более", "Предельные отклонения по ширине полки не более 3 мм", "Кривизна двутавра не более 0,2 % длины", "Притупление наружных кромок полок двутавров не более 2,2 мм", "Отклонения по массе 1 м двутавра не более".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСУС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 31.05.2017 N 07-24-6802/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 мая 2017 г. N 07-24-6802/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2017