Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 июня 2017 г. N 08-01-215
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей подателя жалобы - ФГУП "Почта России": Ереминой Лили Дмитриевны (по доверенности), Макарова Александра Викторовича (по доверенности),
в присутствии представителей государственного казенного учреждения Новосибирской области "Центр организации дорожного движения" (далее - ГКУ НСО "ЦОДД", заказчик): Развода Игоря Владимировича (по доверенности), Лошкаревой Маргариты Владимировны (по доверенности),
рассмотрев жалобу ФГУП "Почта России" на действия ГКУ НСО "ЦОДД" при осуществлении закупки у единственного поставщика услуг почтовой связи (извещение N 0351200025317000001), начальная (максимальная) цена контракта 6 175 531,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ФГУП "Почта России" с жалобой на действия ГКУ НСО "ЦОДД" при осуществлении закупки у единственного поставщика услуг почтовой связи.
Суть жалобы заключается в следующем.
Заказчик закупает почтовые услуги для государственных нужд. В силу частей 1, 2 статьи 24 ФЗ N 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения исполнителей (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного исполнителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 ФЗ N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Именуемым законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в определенных сферах, в том числе в сфере почтовой связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона, к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи.
Не все услуги почтовой связи относятся к сфере деятельности естественных монополий, а только те, которые являются общедоступными.
Согласно общим положениям Правил оказаний услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N234, регулирующих взаимоотношения пользователей услуг почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования, при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи (п.1), все услуги почтовой связи подразделяются на: а) универсальные услуги почтовой связи; б) иные услуги (п.3).
Из смысла ст.6 Федерального закона "О естественных монополиях" следует, что деятельность субъектов естественных монополий регулируется органами регулирования естественных монополий посредством ценового регулирования, путем определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации определен в Положении о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 637 от 24.10.2005 г. (далее - Положение N637). Пунктом 2 Положения N637 определено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами почтовой связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр естественных монополий. Пунктом 3 Положения N637 определено, что государственное регулирование тарифов на услуги связи и государственный контроль осуществляются Федеральной службой по тарифам (далее ФСТ).
Согласно приведенным нормам, к общедоступной почтовой связи относится та почтовая услуга, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее, Закон о почтовой связи) универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам (абз.б).
Согласно статье 14 выше именованного Закона, основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: "оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи, а также государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".
Таким образом, по мнению подателя жалобы, к общедоступной почтовой связи относится универсальная услуга почтовой связи, определенная законодателем для обеспечения равных прав доступа для всех пользователей услуг почтовой связи (общедоступность), в силу государственного регулирования тарифов. К иным услугам относятся все остальные почтовые услуги, не тарифицируемые государством, оказываемые по свободно устанавливаемым конкурентным ценам.
Универсальная (общедоступная) услуга в силу государственной тарификации относится к сфере деятельности естественных монополий, а иные услуги нет.
Согласно закона "О естественных монополиях" заказчик проводит закупку у единственного поставщика, если полагает получить универсальную (общедоступную) почтовую услугу, которая относится к сфере естественных монополий.
Выбор заказчиком единственного поставщика для оказания почтовых услуг должен быть остановлен на той организации, которая может предоставить почтовую услугу, подпадающую под ценовое государственное регулирование и контроль, поскольку только такая услуга относится к сфере естественных монополий.
Согласно статьи 18 ФЗ "О почтовой связи", организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством (абз.З). Из приведенной нормы следует, что полномочиями на оказание универсальной (общедоступной) почтовой услуги наделены только организации федеральной почтовой связи.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 ФЗ N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу по критериям, позволяющим считать его единственным поставщиком.
Определение единственного поставщика в условиях рынка должно быть безошибочным и не должно представлять затруднений для заказчика. При отсутствии определенных критериев определить единственного поставщика невозможно. Это просто сделать только в том случае, если правом быть единственным поставщиком наделен только один оператор связи. И такой поставщик определен законодательно.
ФГУП "Почта России" оказывает почтовые услуги в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи N108074 от 11.04.2013 г., однако государственное регулирование цен осуществляется только в отношении одной предоставляемой им почтовой услуги - универсальной (общедоступной), право на оказание которой ему предоставлено лицензией.
Согласно документации о закупке, местом оказания почтовых услуг является г. Новосибирск и Новосибирская область. При этом тарифы на почтовую услугу, оказываемую внутри населенного пункта, ФГУП "Почта России" имеет право устанавливать самостоятельно, а следовательно, имеет право принимать участие при проведении конкурентного способа закупки.
В связи с изложенным, отказ заказчика от выбора конкурентного способа закупки является незаконным.
Кроме изложенного, представитель подателя жалобы на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России заявил, что заказчик также нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок тем, что закупает данные услуги у лица, не включенного в реестр субъектов естественных монополий.
Кроме того, по мнению представителей подателя жалобы, заказчик в описание объекта закупки включил неправомерные условия оказания услуг, в частности условие о ежемесячном предоставлении отчета об оказанных услугах, в том числе, в электронной форме.
На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Понятие "почтовые услуги" для целей правового регулирования определяется положениями Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" и Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь общего пользования, осуществляется не только государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи.
При этом, в силу абзаца 1 статьи 18 ФЗ от 17.07.1999 N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
Как предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии, которая является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Из положений Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ следует, что почтовая связь общего пользования осуществляется операторами почтовой связи любых организационно- правовых форм, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии и на договорной основе, путем оказания услуг почтовой связи - осуществляя деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в соответствии с абзацем 6 статьи 2 ФЗ N 176-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, которое разработано в целях реализации Федерального закона "О связи", предусматривающим цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее - государственное регулирование).
Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с п. 2 ст. 19.2 Федерального закона "О связи".
Под общедоступной почтовой связью для целей ч.1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" понимаются действия или деятельность по приёму, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учёт, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции (Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и положения Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" в их правовой взаимосвязи с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637).
В силу пункта 1 "Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам", утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Таким образом, услуги, оказываемые в рамках данной закупки по оказанию услуг общедоступной почтовой связи, связанных с обработкой и пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем и бандеролей), относятся к сфере деятельности естественной монополии. При этом, исполнитель по заключенному контракту Общество с ограниченной ответственностью Почтовая компания "Сервис Пост" (далее - ООО ПК "СП") имеет лицензию на оказание данных услуг.
Учитывая изложенное, объект закупки (оказание услуг общедоступной почтовой связи, связанной с обработкой и пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем и бандеролей) не относится к универсальным услугам почтовой связи, операторами почтовой связи могут быть не только федеральные организации, но и юридические лица любых организационно-правовых форм, либо индивидуальные предприниматели, и на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ заключение заказчиком государственного контракта возможно в случае, если предметом государственного контракта является деятельность, подпадающая под действие Закона о естественных монополиях, а у исполнителя такого государственного контракта имеется лицензия на оказание таких услуг.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Частью 3 Закона о естественных монополиях установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Также законодательство не подразделяет услуги общедоступной связи на те, которые относятся к сфере естественных монополий, и те, для которых имеется сформировавшийся конкурентный рынок ("конкурентные").
Таким образом, заказчик на основании п. 1 ч.1 ст.93 ФЗ N 44-ФЗ вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг общедоступной почтовой связи, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.
При этом, наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ.
Исходя из вышесказанного, ГКУ НСО ЦОДД считает, что им на законном основании выбран способ закупки услуги (закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий) и выбран поставщик услуги - ООО ПК "СП".
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 ФЗ N 44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствие с пунктом 1 статьи 4 названного Федерального закона, к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи.
Согласно абз. 2 ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно абз. 3 ст.3 указанного закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь общего пользования осуществляется государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи.
При этом, в силу абзаца 1 статьи 18 ФЗ от 17.07.1999 N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
Статьёй 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ предусмотрено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии, которая является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Из положений Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ следует, что почтовая связь общего пользования осуществляется операторами почтовой связи любых организационно- правовых форм, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии и на договорной основе, путем оказания услуг почтовой связи - осуществляя деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в соответствии с абзацем 6 статьи 2 ФЗ N176-ФЗ.
Таким образом, заказчик на основании п. 1 ч.1 ст.93 ФЗ N 44-ФЗ вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг общедоступной электросвязи, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2005 N 637. Объект данной закупки содержит услуги, указанные в данном постановлении.
При этом, наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения п.1 ч.1 ст.93 ФЗ N 44-ФЗ, поскольку п.1 ч.1 ст.93 ФЗ N 44-ФЗ предусматривает возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Данная норма закона не обязывает осуществлять закупки только у лиц, включенных в реестр субъектов естественных монополий.
Согласно описанию объекта закупки ежемесячно исполнителем готовится отчет за прошедший месяц (на последнее число каждого месяца, а за декабрь не позднее 20 числа текущего месяца) оказания услуг, содержащий информацию (далее - отчет исполнителя):
- ШПИ;
- наименование последней операции над почтовым отправлением (вручение, неудачная попытка вручения, хранение, обработка);
- наименование атрибута последней операции над почтовым отправлением (в том числе причина невручения
- некорректный адрес, получатель не проживает, отказ в получении, истек срок хранения); дата последней операции;
- почтовый индекс объекта места проведения последней операции.
Отчет исполнителя на бумажном носителе (и в электронном виде в формате .doc (.docx) предоставляется заказчику (на адрес почты 2264779@mail.ru ) и в ЦАФАПОДД в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным на адреса электронной почты 2264779@mail.ru, cafapnso@ngs.ru.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные условия оказания услуг не противоречат требованиям ст.33 ФЗ N 44-ФЗ и сформированы на основании потребности заказчика. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в рамках исполнения договоров отчеты сторон о выполненных обязательствах - это ничто иное, как обычаи делового оборота.
На основании изложенного, доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки осуществления данной закупки нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП "Почта России" на действия ГКУ НСО "ЦОДД" при осуществлении закупки у единственного поставщика услуг почтовой связи (извещение N 0351200025317000001) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
А.М. Заргаров
Д.Е. Студеникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 июня 2017 г. N 08-01-215
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017