Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 июня 2017 г. N 08-01-219
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Заргаров А.М. |
- зам. начальника отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Соловьёв А.О. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя ФГБУ "Сибирский федеральный биомедицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина": Скороходовой Ксении Игоревны (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия заказчика - ФГБУ "Сибирский федеральный биомедицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (извещение N 0351100002917000209), начальная (максимальная) цена контракта 994 683,20 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "Сибирский федеральный биомедицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (извещение N 0351100002917000209).
Суть жалобы заключается в следующем. ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" обжалует не соответствие аукционной документации требованиям ФЗ N44-ФЗ.
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" обращает внимание, что начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение начальной (максимальной) цены, установленное Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 г. N 929.
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" указывает, что установленным заказчиком характеристикам по п.10 "МНН ИМИПЕНЕМ+ЦИЛАСТИН, ПОР Д/ИНФ 500 мг+500 мг, 20 мл, флакон" согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств соответствует единственный лекарственный препарат, а именно, ТН "Тиенам", производитель Мерк Шарп и Доум Б.В., регистрационное удостоверение N П N014066/02, страна происхождения - Нидерланды.
ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" считает, что описание объекта закупки по пп.12, 13 "МНН ЙОПРОМИД" не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ, в частности, установленным заказчиком требованиям к лекарственным средствам о том, что препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 90% от введенной дозы, об отсутствии ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, в совокупности соответствует единственный из зарегистрированных в Российской Федерации препаратов - "Ультравист" производства "Байер Шеринг АГ", Германия, что ограничивает количество участников закупки, в том числе и производителей взаимозаменяемых по МНН препаратов.
На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.
Заказчик сообщил, что все лекарственные препараты с МНН, которые указаны в описании объекта закупки, не являются наркотическими, либо психотропными, либо радиофармацевтическими препаратами, а также имеют зарегистрированные в установленном порядке аналоги по лекарственной форме и дозировке. Соответственно, п.2 Постановления Правительства РФ N 929 не применяется.
Заказчик обращает внимание на то, что согласно данным государственного реестра лекарственных средств требованиям заказчика к лекарственному средству с МНН "ИМИПЕНЕМ+ЦИЛАСТИН" соответствует 2 лекарственных средства с торговыми наименованиями "Тиенам", регистрационное удостоверение П N 014066/02, производитель - Мерк Шарп и Доум Б.В., Нидерланды; "Цилапенем", регистрационное удостоверение П N 001141, производитель - РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь.
Заказчик отмечает, что по данным государственного реестра лекарственных средств вышеуказанные препараты содержатся в перечне жизненно важных лекарственных препаратов.
Заказчик указывает, что установил требования к лекарственным препаратам с МНН "Йопромид" в соответствии со своими потребностями, указав следующие терапевтически значимые характеристики: "отсутствие ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом".
Заказчик сообщил, что около 25 % от общего количества всех выполненных в 2016 году контрастных томографических исследований выполнено пациентам 65 лет и старше; 36 % от всех выполненных в 2016 году рентгенэндоваскулярных вмешательств выполнено пациентам в возрасте 65 лет и старше; заказчику очень часто поступают пациенты с почечной недостаточностью и заболеваниями сердца и сосудов. При этом к заказчику в силу его компетенции и государственного задания на наиболее высокотехнологичные виды медицинской помощи поступают наиболее тяжелые пациенты с наиболее сложными пороками, сопутствующими заболеваниями и наиболее высоким риском осложнений. Поэтому заказчик обязан использовать медицинские технологии, снижающие вероятность осложнений и, как следствие, улучшающие прогноз для пациента, снижающие государственные затраты на лечение осложнений и увеличивающие оборачиваемость койки с целью сокращения периода ожидания вмешательства.
Рентгенэндоваскулярные вмешательства используются в деятельности заказчика часто при экстренных вмешательствах у пациентов с острым коронарным синдромом или у пациентов с нарушением мозгового кровообращения, при которых достоверно оценить анамнез пациента, включающий аутоиммунные заболевания, заболевания алкоголизмом или наличие почечной недостаточности не представляется возможным. В соответствии с положениями Приказа Минздрава России от 07.07.2015 г. N422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний.
Заказчик указывает, что "Йопромид" имеет несколько аналогичных по лекарственной форме и дозировке лекарственных средств, а именно, ТН "Ультравист", производитель Байер Фарма АГ, Германия (РУ П N002600), ТН "Йопромид ТР", производитель ООО "Тиарекс, Россия (N ЛП-003110), ТН "Йопромид", производитель "Новалек Фармасьютикалс Пвт.Лтд", Индия (РУ N ЛП-002892).
Учитывая изложенное, указанные в аукционной документации требования к закупаемому лекарственному препарату по пп.12, 13 с МНН "Йопромид" не являются ограничениями конкуренции.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает предельное значение начальной (максимальной) цены, установленное Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
Довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчиком по п.10 описания объекта закупки установлены следующие требования, а именно, "МНН ИМИПЕНЕМ+ЦИЛАСТИН, пор д/инф 500 мг+500 мг, 20 мл, флакон", которым соответствует только один лекарственный препарат, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств, а именно, лекарственный препарат с торговым наименованием "Тиенам", производства "Мерк Шарп и Доум Б.В", Нидерланды (регистрационное удостоверение N П N014066/02 от 31.03.2008), что свидетельствует о том, что описание объекта данной закупки приводит к ограничению количества участников закупки. Кроме того, довод представителя заказчика о том, что под установленные характеристики по п.10 подходит препарат "Цилапенем", производитель РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь, не находит подтверждения, так как "Цилапенем" выпускается объемом 10 мл и 100 мл, тогда как заказчик установил требование к объёму первичной упаковки 20 мл.
Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ, данные доводы подателя жалобы нашли свое подтверждение.
Также Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчиком в пп.12, 13 описания объекта закупки установлены следующие требования, а именно, о том, что препарат должен выделяться почками через 12 часов не менее 90% от введенной дозы, об отсутствии ограничений к применению у пациентов пожилых (старше 65 лет), а также страдающих аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом, которым соответствует только один лекарственный препарат, зарегистрированный в Государственном реестре лекарственных средств, а именно, лекарственный препарат "Йопромид" с торговым наименованием "Ультравист", производства "Байер Шеринг АГ", Германия (регистрационное удостоверение N П N002600), что свидетельствует о том, что описание объекта данной закупки приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, заказчиком нарушен п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика признала данное нарушение.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу частично обоснованной.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с письмом ФАС России NАК/28644/15 от 09.06.2015 г. наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки предъявление требования к объему наполнения первичной упаковки, вместо требований к дозировке; указание конкретных лекарственных форм препаратов, предназначенных для парентерального (инъекционного) введения ("лиофилизат", "порошок", "лиофилизированный порошок", "концентрат", "раствор", "суспензия" и т.д.).
Заказчиком в описании объекта закупки аукционной документации в п.10 установлены следующие требования к необходимому к поставке лекарственному препарату: "МНН "ИМИПЕНЕМ+ЦИЛАСТИН", пор д/инф 500 мг+500 мг во флаконе вместимостью 20 мл.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации в нарушение п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ предъявлено требование к объему наполнения первичной упаковки 20 мл.
В связи с этим, в действиях заказчика содержится состав административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч.4.1, ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ВИАЛ" на действия заказчика - ФГБУ "Сибирский федеральный биомедицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (извещение N 0351100002917000209) частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании определения поставщика.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.Г. Швалов |
Члены Комиссии: |
|
А.М. Заргаров
А.О. Соловьёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 июня 2017 г. N 08-01-219
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2017