Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2017 г. N 44-2469/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБОУ ДОД "Санкт-Петербургская детская художественная школа "Александрино" (далее - Заказчик):
ООО "Неолик" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14282/17 от 09.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации и ремонту фасада здания по адресу: пр. Стачек, д. 226, лит. А (далее - конкурс с ограниченным участием, конкурс, закупка), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 23.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200261217000008. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 805 454 ,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Заявитель в жалобе указал следующие нарушения в действиях Заказчика:
- установление в извещении о проведении закупки и документации о закупке противоречивых требований к размеру обеспечения заявки на участие в конкурсе;
- установление требований к форме "конкурсное предложение" о предоставлении конкретных показателей, при этом документация о закупке требований к конкретным показателям товаров не содержит;
- опубликование разъяснений положений документации о закупке, которые не содержат предмет запроса;
- установление порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с предметом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
16.06.2017 Заказчиком опубликованы изменения извещения о проведении конкурса, согласно которым Заказчиком внесены изменения в части установления противоречивых требований к размеру обеспечения заявки и требований к форме "конкурсное предложение".
Следовательно, данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации о закупке от 07.06.2017 NРД1 и NРД2.
Согласно доводам жалобы Заявителя разъяснения положений документации о закупке не содержат предмет запроса.
Вместе с тем, Заказчиком опубликован текст запроса в отдельном файле. При этом файл содержит указание на лицо, от которого поступил запрос, что противоречит ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя в части опубликования на официальном сайте разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе признан обоснованным.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пп. 2 п. 4.3 подраздела 11.2 Раздела 11 Тома 2 конкурсной документации Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса": "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в представленных участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, предложениях по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, направленных на обеспечение полного и эффективного проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, являющегося предметом конкурса, и обеспечение высокого качества результата выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Под предложениями по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание участником конкурса мероприятий по повышению безопасности работ на объекте культурного наследия, являющемся предметом конкурса.
В рамках критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и показателя "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" в настоящей конкурсной документации используются следующие термины и определения: Мероприятия по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля: объектами производственного контроля для целей конкурсной документации являются производственные здания и сооружения, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ для выполнения работ по сохранению.".
Согласно доводам Заявителя документация о закупке не содержит перечень производственных зданий и сооружений, расположенных на объекте Заказчика, что не позволяет надлежащим образом заполнить конкурсную заявку.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика конкурсная заявка участника закупки должна содержать описание мероприятий по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля на производственных зданиях и сооружениях участника закупки, необходимым для надлежащего исполнения обязательств по контракту.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что конкурсная документация не содержит указание на порядок заполнения конкурсной заявки, соответствующий пояснениям Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Неолик" частично обоснованной в части доводов об опубликовании разъяснений положений документации о закупке не в соответствии с законодательством о контрактной системе; об установлении порядка оценки конкурсных заявок, который не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения ч. 8 ст. 50, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2017 г. N 44-2469/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017