Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 июня 2017 г. N рз-1063-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Яковлев Ю.Н.,
от уполномоченного органа - Обухова А.Ю.,
от ИП Колосов А.В. - Мелентьев В.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Колосов А.В., на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000217 "Выполнение работ по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 80+200 - км 89+300".
Заявитель считает, что заявка ИП Колосов А.В. отклонена незаконно.
Представители заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
По доводам заявителя жалобы, ИП Колосов А.В. установлено:
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заказчиком в пункте 11.3 Информационной карты конкурсной документации установлено, что в составе заявки участника должны содержаться копии документов, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
действующего Свидетельства об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений;
перечня испытательного оборудования, подлежащего аттестации в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97, выданных Росстандартом и подтверждающих компетентность собственной лаборатории для выполнения услуг в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 32731-2014.
Приказом министерства от 11 мая 2017 г. N 169-о/д на основании Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 04.05.2017 N 296 по делу N РЗ-720-2017 о нарушении законодательства о закупках в конкурсную документацию были внесены изменения, а именно, пункт 12.3 Раздела 12. "Информация и документы, входящие в состав заявки" Информационной карты конкурсной документации (инструкция участникам) о проведении открытого конкурса N 0121200004717000217 излагался в следующей редакции:
"Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге):
действующего Свидетельства об аттестации лаборатории, выданного Росстандартом согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" или действующего Аттестата аккредитации испытательной лаборатории, выданного Росаккредитацией согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" на право проведения физико-механических испытаний и измерений;
перечня средств измерений; перечня испытательного оборудования, подлежащего аттестации в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97, подтверждающих компетентность собственной лаборатории для выполнения услуг в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 32731-2014.".
По результатам рассмотрения комиссией уполномоченного органа заявка ИП Колосов А.В. признана не соответствующей требованиям извещения (документации) и была отклонена на основании части 3 статьи 53 Закона 44-ФЗ.
Предметом открытого конкурса является выполнение работ по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.
Основными документами, регламентирующими порядок проведения строительного контроля, являются Гражданский кодекс РФ (ст.748-749), Градостроительный кодекс РФ (ст. 53), Федеральный закон N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", "Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля".
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ регулируются положениями Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Статья 5 данного закона гласит, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения - технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Частью 19 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) установлено, что при проведении строительного контроля проводятся необходимые исследования, испытания и измерения с применением соответствующих методов и средств измерений.
В соответствии с разделом 5 ГОСТ 32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля" для лиц, осуществляющих строительный контроль, установлено обязательное требование о наличии собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика.
Вместе с тем, заявитель не предоставил в составе заявки документы, подтверждающие наличие у него собственной аттестованной лаборатории, компетентной для выполнения услуг в соответствии с требованиями ГОСТ 32731-2014.
Так согласно разделу 5 данного ГОСТа лицо, осуществляющее строительный контроль, должно:
- выполнить необходимые контрольные измерения и лабораторные испытания в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;
- выполнить силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.
В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания конкурсной документации работы должны сопровождаться лабораторным, геодезическим и приемочным контролем. Лабораторный контроль должен выполняться в соответствии с Межгосударственным стандартом (ГОСТ 32731-2014) силами собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний, в объеме не менее 70% всех лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории, при этом объем субподрядных работ не может превышать 30% всех лабораторных испытаний.
В Приложении 1 к Техническому заданию указаны объемы работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, которые обязан контролировать исполнитель, включая проведение лабораторного контроля.
Однако документы, приложенные в заявке ИП Колосова А.В. в подтверждение компетентности собственной лаборатории, говорят о невозможности проводить испытания и измерения при производстве дорожно-строительных работ, поскольку в них отсутствует необходимое лабораторное оборудование и средства измерения.
Так Форма N 3 содержит только три единицы оборудования, подлежащего аттестации согласно ГОСТ Р 8-568:
форма в виде куба 2ФК-100 для изготовления контрольных образцов бетона;
набор сит КП-109 (19 сит);
прибор стандартного уплотнения малый для приготовления образцов при подборе грунтовых смесей.
Форма N 2 содержит следующие средства измерений:
пресс испытательный П-50;
машина для сжатия ИП-100;
весы лабораторные "САРТОГОСМ";
штангельциркуль ШЦ 00.00 ПС;
прибор СОЮЗДОРНИИ ПКФ;
термометр стеклянный для испытания нефтепродуктов ТН3;
набор сит КП-109 с квадратной ячейкой (19 сит) (уже указан в Форме N 3);
аппарат для определения условной вязкости битумов.
Таким образом, у заявителя отсутствует необходимое количество лабораторного оборудования и средств измерений для выполнения в соответствии с ГОСТ 32731-2014 комплекса лабораторных испытаний в ходе производства дорожных работ, а именно:
геодезическое оборудование (тахеометр, нивелир, кёрноотборник) для переноса и закрепления проекта в натуре, разбивки земляного полотна, определения высотных отметок по оси;
геометрические средства измерения (рулетка, рейка) для определения неровностей поверхности покрытия и основания дороги, продольных и поперечных уклонов проезжей части, толщины слоев дорожной одежды, крутизны заложения откосов, насыпей и выемок;
средства измерения для определения коэффициента уплотнения земляного полотна (комплект колец для отбора проб);
оборудование и средства измерения для испытания грунта на определение коэффициента уплотнения (набор сит для испытания грунта, сушильный шкаф);
оборудование и средства измерения для испытания битума по определению глубины проникновения иглы (пенетрация), температуры размягчения по кольцу и шару, растяжимости битума и т.д. (морозильная камера и др.);
средства измерения для определения коэффициента уплотнения асфальтобетонного покрытия (формы для изготовления переформованных образцов).
Согласно разделу 5 ГОСТ 32731-2014 лица, осуществляющие строительный контроль, должны выполнить силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний, однако, представленный заявителем перечень оборудования позволяет выполнить не более 5% необходимых лабораторных испытаний от общего объема работ, предусмотренного в локальных сметах.
2. Согласно части 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно требованиям пункта 10.7 раздела 10 общей части конкурсной документации документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами, однако предложение участника не соответствовало форме, утвержденной заказчиком (приложение N 1 к Информационной карте).
Из вышеизложенного следует, что имелось более чем достаточное основание для отклонения первой части заявки ИП Колосова А.В.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
То есть, участник закупки ИП Колосова А.В. заранее был ознакомлен с требованием аукционной документации, и должен был подать заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и с соблюдением норм и требований Закона N44-ФЗ.
Таким образом, в действиях заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту отклонения заявки ИП Колосова А.В. нарушений требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Колосов А.В., на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200004717000217 "Выполнение работ по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, км 80+200 - км 89+300" - необоснованной;
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии С. И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 июня 2017 г. N рз-1063-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2017