Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Атлант" (далее - Заявитель) на действия ФКУ УПРДОР "ПРИКАМЬЕ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь (участок Котельнич-Свеча-Ленинское-граница Костромской области) на участках км 0+000-км 9+000, км 92+100-км 99+000; (участок Киров-Слободской-Б.Холуница-Омутнинск-Афанасьево-граница Пермского края) на участках км 14+860-км 21+700, км 63+032- км 70+400, км 81+100- км 86+100, км 191+000-км 207+950, Кировская область (извещение N 0315100000317000088),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000317000088 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь (участок Котельнич-Свеча-Ленинское-граница Костромской области) на участках км 0+000-км 9+000, км 92+100-км 99+000; (участок Киров-Слободской-Б.Холуница-Омутнинск-Афанасьево-граница Пермского края) на участках км 14+860-км 21+700, км 63+032- км 70+400, км 81+100- км 86+100, км 191+000-км 207+950, Кировская область.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (Раздел 5). Требования к используемым при выполнении работ материалам установлены в Приложении N 5 к документации о закупке.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 5.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться).
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Довод Заявителя о том, что при установлении требований к товарам (щебень, смесь асфальтобетонная, битум нефтяной дорожный) Заказчиком нарушены нормы Закона о закупках, в данном случае, удовлетворению не подлежит, поскольку требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика. Доказательств, которые бы однозначно свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, не представлено.
Приложением N 1 к контракту является календарный график.
В соответствии с требованиями аукционной документации срок выполнения работ с даты заключения контракта, окончание - 30.09.2017 г. Дата проведения аукциона - 22.06.2017 г. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее июля 2017 г.
Вместе с тем, согласно календарному графику к ряду работ, например, установка временных дорожных знаков, демонтаж временных дорожных знаков, устройство средств технического регулирования, разметке необходимо приступить в мае 2017 г.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В п.23 проекта контракта обязанность по оформлению Календарного графика возложена на Подрядчика. При этом, представитель Заказчика пояснил, что график заполняется в момент подписания контракта. Указанное следует и из аукционной документации.
Согласно п.6.3 контракта на момент подписания настоящего Контракта даты начала и окончания работ, в том числе даты начала и окончания отдельных видов работ, определенные Календарным графиком производства работ, являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков ремонта Объекта.
Согласно ч.2 ст.70 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
То есть обязанность по указанию в проекте цены, предложения участника возложена на Заказчика, а победитель обязан подписать контракт. При этом предоставление какой-либо информации Подрядчиком Законом о закупках не предусмотрено.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушена ч.2 ст.70 Закона о закупках.
Довод подателя жалобы о том, что Заказчиком не установлено требование о подтверждении опыта выполнения аналогичных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, подлежит отклонению, поскольку доказательства в обоснование данного довода, в нарушение ч.9 ст.105 Закона о закупках, в жалобе отсутствуют.
Вместе с тем, Заказчиком в материалы дела представлены доказательства того, что в объект закупки входят работы, которые согласно приказу Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402 отнесены к ремонту.
Антимонопольный орган отмечает, что подача жалобы за день до окончания подачи заявок на участие в закупке, по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке, тогда как на участие в закупке было подано 3 заявки, при этом, ни одному из участников не было отказано в допуске ввиду не верного указания оспариваемых ООО "Атлант" показателей.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Атлант" на действия ФКУ УПРДОР "ПРИКАМЬЕ" при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь (участок Котельнич-Свеча-Ленинское-граница Костромской области) на участках км 0+000-км 9+000, км 92+100-км 99+000; (участок Киров-Слободской-Б.Холуница-Омутнинск-Афанасьево-граница Пермского края) на участках км 14+860-км 21+700, км 63+032- км 70+400, км 81+100- км 86+100, км 191+000-км 207+950, Кировская область (извещение N 0315100000317000088) обоснованной в части доводов относительно календарного графика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.2 ст.70 Закона о закупках.
4. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рокка" (вх. N 009544-17 от 16.06.2017 г.).
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2017